152 изобразительном искусстве» вызвало удовлетворение учащихся, изучавших соответствующий материал, их родителей и учителей, которые проводили эти занятия. По сути дела, индивидуальный и дифференцированный подходы в области обучения и воспитания обуславливают друг друга. Широкое и последовательное осуществление индивидуального подхода к воспитанникам в группе из 1 5 -3 0 человек неизбежно предполагает их мысленное разделение на подгруппы по общим и индивидуальным особенностям, например, один и тот же уровень нравственной или эстетической или какой-либо другой в воспитанности. В свою очередь, дифференцированный подход обеспечивает индивидуальный подход к группе в 15-30 -40 человек путем выделения подгрупп в зависимости от общих, а в каких-то отношениях различных черт, качеств воспитанников. Полученные результаты проведенной опытно-экспериментальной работы позволяют утверждать, что художественно-эстетическое воспитание средствами татарского изобразительного искусства учащихся ЭК проходило целенаправленно и продуктивно по сравнению с контрольными классами, что наглядно видно из таблиц и графиков динамики уровня художественно-эстетической воспитанности как экспериментальных и контрольных классов в общем, так и в таблицах динамики уровня художественно-эстетической воспитанности отдельно взятой личности учащихся младших классов. То есть, можно сказать, что итоговые данные обучающего эксперимента по всем параметрам позволили выявить существенную эффективность реализации разработанной системы художественно-эстетического воспитания учащихся младших классов средствами произведений изоискусства татарских художников. |
При проведении нашей опытно-экспериментальной работы мы столкнулись с некоторыми трудностями. Прежде всего это было связано с тем, что, во-первых, очень мало педагогической и методической литературы по данной проблеме; во-вторых, определенную трудность представляло и некоторое отсутствие оригинального наглядного материала, необходимого для проведения занятий (на уроках учителя использовали то, что было у них в наличии, что иногда не совсем по теме). И все же несмотря на это, введение в ряде школ РТ курса «Школьникам о татарском декоративно-прикладном искусстве» вызвало удовлетворение учащихся, изучавших соответствующий материал, их родителей и учителей, которые проводили эти занятия. Полученные результаты проведенной опытно-экспериментальной работы позволяют утверждать, что художественно-эстетическое воспитание средствами татарского декоративно-прикладного искусства учащихся ЭК проходило целенаправленно и продуктивно по сравнению с КК, что наглядно видно из таблиц и графиков динамики уровня художественно-эстетической воспитанности как экспериментальных и контрольных классов в общем, так и в таблицах динамики уровня художественно-эстетической воспитанности отдельно взятой личности учащихся младших и средних классов. То есть можно сказать, что итоговые данные обучающего эксперимента по всем параметрам позволили выявить существенную эффективность реализации разработанной системы художественно-эстетического воспитания учащихся 1-7 классов средствами татарского декоративно-прикладного искусства. Выводы по Главе 2. Подводя итог вышеизложенному, считаем возможным сделать следующие общие выводы по главе 2: 1). Критериями художественно-эстетической воспитанности учащихся являются: '182 элементов оформления интерьера школы, декорации школьного кукольного театра и т.д.). 5). Полученные результаты проведенной опытно-экспериментальной работы (1996-1999 гг..) являются наглядным примером того, что художественноэстетическое воспитание учащихся экспериментальных классов проходило целенаправленно и продуктивно по сравнению с контрольными классами, которые не обучались по разработанной системе художественно-эстетического воспитания школьников средствами татарского декоративно-прикладного искусства. То есть можно со всей определенностью утверждать, что итоговые данные проведенного опытно-экспериментального исследования позволили выявить существенную эффективность реализации разработанной системы художественно-эстетического воспитания учащихся средствами декоративноприкладного искусства татарского народа. |