26 ориентации личности и развитие ее эстетико-творческих возможностей, то художественно-эстетическое воспитание это нечто среднее между этими двумя понятиями; оно несколько уже эстетического и намного шире художественного воспитания и является одним из важнейших направлений эстетического воспитания. Ведь недаром в народе привыкли подходить к любому явлению жизни с такими оценками, в которых эстетическое начало неотделимо от этнического. Подвиг героя мы всегда воспринимаем как высшее проявление красоты человеческого духа. Труса, подлеца, предателя мы называем моральным уродом... «Прекрасное по своему содержанию тождественно с добрым» эти слова Чернышевского могли бы стать для нас девизом эстетического воспитания детей, юношества, молодежи. При таком понимании эстетической культуры, эстетического воспитания нельзя всю заботу о нем возлагать только на уроки литературы, музыки и изобразительного искусства, хотя эти уроки будут всегда играть в этом отношении особенно большую и ответственную роль. Элементы эстетики проникают по существу во все звенья учебной и воспитательной работы в школе, сливаясь в единое целое со всем процессом воспитания учащихся. Воспитательная роль искусства проявляется еще задолго до школы, и мы к этому так привыкли, что даже перестаем замечать это. А ведь любовь к Родине, к своему народу, такие нравственные категории, как героизм и трусость, благородство и предательство, любовь к добру и ненависти к злу возникают в сознании совсем еще маленьких ребятишек под влиянием первых услышанных ими сказок или песен, первых увиденных рисунков, т.е. именно под влиянием искусства. |
составной (хотя и существенной, определяющей) частью эстетического. Таким образом, можно сделать вывод, что художественное воспитание имеет рациональный смысл лишь в общей системе эстетического воспитания. Следовательно, художественно воспитанный человек еще не значит эстетически воспитанный. Эстетическое воспитание понятие, можно сказать, всеобъемлющее, имеющее многообразные принципы, формы и способы. Это и воспитательное воздействие труда, природы, окружающей общественной среды (семья, школа, институт, трудовой коллектив и т.д.), предметной бытовой среды и т.д. В этой воспитательной системе огромное значение имеет воспитательное воздействие искусства, воспитание средствами искусства. Говоря в широком смысле, художественно-эстетическое воспитание. Если художественное воспитание предполагает только освоение совокупности знаний и мировоззренческих установок в области искусства и развитие художественно-творческих способностей, а эстетическое воспитание это формирование эстетикоценностной ориентации личности и развитие ее эстетико-творческих возможностей, то художественно-эстетическое воспитание это нечто среднее между этими двумя понятиями; оно несколько уже эстетического и намного шире художественного воспитания и является одним из важнейших направлений эстетического воспитания. Изучение и анализ психолого-педагогической, научно-методической и философской литературы выявил интерес педагогов, психологов, исследователей к проблемам художественно-эстетического воспитания, которое все более чаще рассматривается как способ гармонизации духовной и практической жизни ребенка. Мы будет отталкиваться от теории Б.Т.Лихачева, как наиболее разработанной, по-нашему мнению. Однако в данном им определении: «художественно-эстетическое воспитание целенаправленное формирование эстетического отношения человека к искусству и действительности» (213, с. 173) во-первых, отсутствует, на наш взгляд, деятельностный момент художественно-эстетического воспитания, ибо 23 |