Проверяемый текст
Кадыйрова, Ляйсан Хабибулхаковна; Художественно-эстетическое воспитание учащихся 1-7 классов средствами татарского декоративно-прикладного искусства (Диссертация 1999)
[стр. 39]

39 4.
Восприятие учащимися произведений искусства воспитывается, развивается.
Сделать эту работу систематической в школе задача всех педагогических коллективов.
Она должна быть в учебном процессе, в преподавании факультативов по искусству, во внеклассной работе.
Наибольший успех в развитии полноценного эстетического воспитания учащихся достигается тогда, когда эстетическое воспитание осуществляется не только одним видом искусства (живописью или музыкой), а комплексом всех видов искусств и всей эстетикой детской жизни.
Изучение и анализ психолого-педагогической, научнометодической и философской литературы выявил интерес педагогов, психологов, исследователей к проблемам художественно-эстетического воспитания.

Мы будем отталкиваться от теории Б.Т.Лихачева как наиболее разработанной, по нашему мнению.
Однако в данном им определении: «художественно-эстетическое воспитание целенаправленное формирование эстетического отношения человека к искусству и действительности»,
во-первых, отсутствует, на наш взгляд, действительный момент художественно-эстетического воспитания.
Эстетическое отношение это прежде всего эмоциональная реакция (нравится не нравится, прекрасное безобразное, возвышенное низменное, трагическое комическое и
т.д.) личности на объект, в данном случае на явление действительности и искусство, а не деятельность как таковая.
Во-вторых, определение художественноэстетического воспитания дано слишком широко, не совсем конкретно.
Учитывая вышеизложенное, полагаем целесообразным предложить следующее определение: «художественно-эстетическое воспитание это воспитание посредством искусства эстетических эмоций и чувств, художественно-эстетической культуры личности, развитие сущностных
[стр. 23]

составной (хотя и существенной, определяющей) частью эстетического.
Таким образом, можно сделать вывод, что художественное воспитание имеет рациональный смысл лишь в общей системе эстетического воспитания.
Следовательно, художественно воспитанный человек еще не значит эстетически воспитанный.
Эстетическое воспитание понятие, можно сказать, всеобъемлющее, имеющее многообразные принципы, формы и способы.
Это и воспитательное воздействие труда, природы, окружающей общественной среды (семья, школа, институт, трудовой коллектив и т.д.), предметной бытовой среды и т.д.
В этой воспитательной системе огромное значение имеет воспитательное воздействие искусства, воспитание средствами искусства.
Говоря в широком смысле, художественно-эстетическое воспитание.
Если художественное воспитание предполагает только освоение совокупности знаний и мировоззренческих установок в области искусства и развитие художественно-творческих способностей, а эстетическое воспитание это формирование эстетикоценностной ориентации личности и развитие ее эстетико-творческих возможностей, то художественно-эстетическое воспитание это нечто среднее между этими двумя понятиями; оно несколько уже эстетического и намного шире художественного воспитания и является одним из важнейших направлений эстетического воспитания.
Изучение и анализ психолого-педагогической, научно-методической и философской литературы выявил интерес педагогов, психологов, исследователей к проблемам художественно-эстетического воспитания,
которое все более чаще рассматривается как способ гармонизации духовной и практической жизни ребенка.
Мы будет отталкиваться от теории Б.Т.Лихачева, как наиболее разработанной, по-нашему мнению.
Однако в данном им определении: «художественно-эстетическое воспитание целенаправленное формирование эстетического отношения человека к искусству и действительности»
(213, с.
173) во-первых, отсутствует, на наш взгляд, деятельностный момент художественно-эстетического воспитания, ибо 23

[стр.,24]

эстетическое отношение это прежде всего эмоциональная реакция (нравится не нравится, прекрасное безобразное, возвышенное низменное, трагическое комическое и т.п.) личности на объект, в данном случае, на явления действительности и искусство, а не деятельность как таковая.
Вовторых, определение художественно-эстетического воспитания дано слишком широко, не совсем конкретно.
Учитывая вышеизложенное, полагаем целесообразным предложить следующее определение: Художественно-эстетическое воспитание это воспитание посредством искусства эстетических эмоций и чувств, художественноэстетической культуры личности, развитие сущностных
сил и художественнотворческих способностей человека, утверждение эстетико-гуманистического отношения к окружающей действительности и искусству.
(Следует заметить, что сущностные силы это, по определению К.Маркса, «богатство субъективной человеческой чувственности; музыкальное ухо, чувствующий красоту формы глаз, короче говоря, такие чувства, которые способны к человеческим наслаждениям...; это высшие духовные чувства общественного человека»(226, с.122).
Возвращаясь к определению сущности художественно-эстетического воспитания, можно сказать, что оно призвано, с одной стороны, расширять и углублять знания учащихся в области истории и теории искусства, а с другой, развивать их способности к художественному творчеству; в этом, на наш взгляд, состоят цель и задача художественно-эстетического воспитания.
Взяв за основу таблицу, данную Б.Т.Лихачевым (213, с.173), взаимосвязь эстетического и художественно-эстетического воспитания возможно представить в следующем виде (следует оговориться, что предложенная таблица рассматривает лишь одну сторону этой взаимосвязи):

[стр.,42]

художественного воспитания и образования подрастающего поколения.
Мы же остановимся на выявлении места и роли народного декоративно-прикладного искусства в художественно-эстетическом воспитании учащихся.
В принципе, вышеизложенное о возможностях народного декоративноприкладного искусства в воспитании подрастающего поколения можно со всей определенностью отнести и к художественно-эстетическому воспитанию, так как (если следовать приведенному нами в 1 параграфе определению) художественно-эстетическое воспитание это воспитание посредством искусства эстетических эмоций и чувств, художественно-эстетической культуры личности, развитие сущностных сил и художественно-творческих способностей человека, утверждение эстетико-гуманистического отношения к окружающей действительности и искусству.
Иначе говоря, художественноэстетическое воспитание это развитие сущностных сил человека (интеллектуально-речевая грамота, элементарные трудовые умения и навыки, морально-правовая грамота, визуальная грамота, музыкально-звуковая грамота, физкультурно-гигиеническая деятельность и т.п.), овладение богатствами художественно-эстетической культуры и развитие способности к художественно-эстетической деятельности.
Естественно, что художественноэстетическое воспитание будет более эффективным и результативным, т.е.
принесет реальные плоды, если оно будет основываться на приобщении учащихся к народному декоративно-прикладному искусству, нежели к профессиональному, ибо во-первых, природа народного творчества и детского, как уже отмечалось, имеет много общего; во-вторых, народное декоративноприкладное искусство наиболее открыто выражает идеалы красоты и гармонии, духовные эстетические ценности, таящиеся в душе народа; в-третьих, обращение к народному декоративно-прикладному искусству придает учебновоспитательному процессу в школе больше полноты, законченности, «способствует гармоническому развитию всех дремлющих в человеке сил и наклонностей» (300, с.134).
Художественно-эстетическая культура, способность учащихся к художественно-эстетической деятельности будут

[Back]