42 культуры и является своего рода духовным мостом, соединяющим современную художественную культуру с истоками человеческой цивилизации. Об этом не раз говорили и говорят ученые, мыслители, педагоги всего мира: «Народное искусство во всем многообразии его проявлений это великая память народа, без которой человек лишен своих исторических корней, не способен осмыслить себя, свое место в жизни» [148, с.22]; «Это прошлое в настоящем, это живая традиция, неизменно сохраняющая цепь преемственности поколений, народов, эпох», в которой проявляется родовая сущность человека [369, с.55]. «В произведения искусства народы вложили свои самые содержательные внутренние созерцания и представления, это искусство часто служит ключом, а у некоторых народов единственным ключом для понимания их мудрости и религии». «Мир народного искусства уникальное явление духовной жизни народа, мир, опоэтизированный мечтой о благе и красоте» [148, сЛ62]. Соответственно уроки народного искусства уроки жизнелюбия, высокой нравственности, эстетического подхода к действительности, уроки гармонии и гуманизма, непреходящей красоты и мудрости обретают сегодня особую остроту и актуальность. Они необходимы для «полного, происходящего сознательным образом и с сохранением всего богатства достигнутого развития, возвращения человека к самому себе как человеку общественному, т.е. человечному» [226, с.588]. Исследования последних лет, как в нашей стране, так и за рубежом, свидетельствуют о такой закономерности: чем раньше приобщать детей в современном мире к яркому, красочному народному творчеству, тем быстрее и плодотворнее удается развить их творческое воображение, изобретательность, самостоятельность, воспитать эстетический и художественный вкус. |
стран активно внедряются в жизнь, быт, мировоззрение наших детей, устное народное творчество, музыкальный фольклор, народное декоративноприкладное искусство должны найти большое отражение в содержании образования и воспитания подрастающего поколения. Ведь «строить образование и воспитание в отрыве от национальной культуры значит считать учащихся людьми без роду и племени. Именно несформированность национального самосознания, неподготовленность в национально-культурных вопросах чаще всего создает благоприятную почву для деформаций в межнациональных отношениях, проявлений национального эгоизма» (1, с.5). Это значит, что именно сегодня системе школьного учебно-воспитательного процесса должен быть присущ характер выявления возможных и эффективных методов и приемов для осуществления воспитания учащихся на народных традициях и искусстве, так как все самое ценное, что веками сформировано мудростью и культурой народа, должно стать частью системы воспитания и образования современной школы. Ценность народного искусства в том, что оно представляет собой кристаллизовавшийся мир подлинной народной художественной культуры и является своего рода духовным мостом, соединяющим современную художественную культуру с истоками человеческой цивилизации. Об этом не раз говорили и говорят ученые, мыслители, педагоги всего мира: «Народное искусство во всем многообразии его проявлений это великая память народа, без которой человек лишен своих исторических корней, не способен осмыслить себя, свое место в жизни» (148, с.22); «Это прошлое в настоящем, это живая традиция, неизменно сохраняющая цепь преемственности поколений, народов, эпох» (256, с.7), в которой проявляется родовая сущность человека (369, с.55). «В произведения искусства народы вложили свои самые содержательные внутренние созерцания и представления, это искусство часто служит ключом, а у некоторых народов единственным ключом, для понимания их мудрости и религии» (91, с.13-14). «Мир народного искусства уникальное явление 28 духовной жизни народа, мир, опоэтизированный мечтой о благе и красоте» (148, с.162). Соответственно уроки народного искусства уроки жизнелюбия, высокой нравственности, эстетического подхода к действительности, уроки гармонии и гуманизма, непреходящей красоты и мудрости обретают сегодня особую остроту и актуальность, ибо они необходимы для «полного, происходящего сознательным образом и с сохранением всего богатства достигнутого развития, возвращения человека к самому себе как человеку общественному, т.е. человечному» (226, с.588). Исследования последних лет как в нашей стране, так и за рубежом, свидетельствуют о такой закономерности: чем раньше приобщать детей к яркому, красочному миру народного творчества, тем быстрее и плодотворнее удается развить их творческое воображение, изобретательность, самостоятельность, воспитать эстетический и художественный вкус. Как пишет В.Н.Полунина (282, с.6): «Начальное изучение языка профессионального искусства, воспитание способности читать образ в памятниках архитектуры и декоративно-прикладного искусства, наконец, знание исторической ступени развития искусства от древнейших времен, изучение многовекового коллективного художественно-нравственного опыта, законов композиционного мышления, в частности, композиции колористической, композиции на плоскости, композиции в декоративно-прикладном искусстве все эти задачи педагог может наиболее успешно решать только на материале народного искусства». Традиционное народное творчество наиболее понятно и близко детям, ибо по своей наглядно-образной специфике оно зачастую доступнее восприятию ребенка, нежели профессиональное. Непосредственность, красочность, декоративность средств выражения народного искусства близки внутреннему миру детей, соответствуют особенностям их творчества. Нетрудно обнаружить много общего в творчестве народных мастеров и детей. И там и здесь мир воспринимается по-особому радостно, мажорно, и так же радостно и празднично воплощается он в их работах (223, с.5). Известные исследователи 29 Большие возможности для художественно-эстетического воспитания учащихся заложены в народном декоративно-прикладном искусстве, которое представляет собой кристаллизовавшийся мир подлинной народной художественной культуры и является своего рода духовным мостом, соединяющим современную художественную культуру с истоками человеческой цивилизации. Уроки народного искусства уроки жизнелюбия, высокой нравственности, гармонии и гуманизма, непреходящей красоты и мудрости обретают сегодня особую остроту и актуальность, ибо они необходимы для «полного, происходящего сознательным образом и с сохранением всего богатства достигнутого развития, возвращения человека к самому себе как человеку общественному, т.е. человечному» (266, с.588). Углубляя понимание поставленной воспитательной задачи, мы в результате познания исследуемой проблемы пришли также к выводу о том, что чем раньше начинать художественно-эстетическое воспитание детей средствами народного декоративно-прикладного искусства, тем быстрее и плодотворнее удается развить * восприятие, творческое воображение, самостоятельность, фантазию ребенка, воспитать в нем уважительное отношение к культурным ценностям народов. Таким образом, хорошо продуманная методика ознакомления и использования произведений народного декоративно-прикладного искусства в художественно-эстетическом воспитании учащихся позволяет достичь положительных результатов в воспитании навыков художественно-эстетического восприятия, художественноэстетической культуры личности, художественно-творческих способностей школьников, национального самосознания и чувства гуманности в сфере межк циональных отношений. В качестве основной концептуальной предпосылки в нашем исследовании выступило обоснование богатых воспитательных возможностей, заложенных в татарском декоративно-прикладном искусстве. Как было установлено в диссертации, ценность педагогического потенциала татарского декоративно-прикладного искусства состоит в том, что оно по своей 188 |