46 характеру синкретично, т.е. оно объединяет разные функции предметов и связывает их с повседневным бытом [172]; [345]. Отмечая эту черту, Т.Я.Шпикалова говорит о необходимости синтеза разных видов народного искусства в воспитании детей: «Разве можно представить себе народный обряд без национальной одежды или музыки, или тех деталей, которые отражают весь уклад крестьянской жизни, с ее размеренностью, цикличностью. Поэтому обращение к народному искусству ставит перед учителями и методистами проблему синтеза разных видов народного искусства: приобщаясь к народному творчеству, дети должны не только рисовать, лепить, но и петь, и танцевать, и импровизировать в игре, ощущая единство всех этих проявлений творчества. Тогда им становится понятно и то, что объединяет искусство классическое (профессиональное) и народное» [383,с.21-22]. Не упуская это из вида, мы все же в своей работе остановимся на проблемах воспитания подрастающего поколения только средствами произведений искусства татарских художников. Итак, общеизвестно, что понятие народное искусство многогранно. Оно охватывает многие виды народного творчества: зодчество, музыку, устный фольклор, декоративно-прикладное искусство и т.д. Одна из поразительных особенностей народного искусства заключается в том, что при чрезвычайной простоте и обработанности приемов исполнения, завершенности и лаконичности отдельных элементов, отобранных и выверенных поколениями мастеров, каждая разновидность народного искусства представляет собой целостную художественную систему, неразрывно связанную с национальной культурой и местными традициями [272,с.5]. Таким является и народное татарское искусство, в котором народ выражает |
образования и эстетического воспитания средствами народного национального искусства с учетом комплекса факторов социального, эстетического, психолого-педагогического, дидактического, методического характера. Вопросы профессиональной подготовки учителя с учетом традиций народного искусства отражены в работах Г.А.Петровой, С.Ф.Абдуллаева, Т.А.Давыдовой, Г.А.Поровской, Т.В.Озеровой, Н.Х.Хаметовой и др. исследователей. Например, Л.Г.Ахметов (25, с.24) в своей кандидатской диссертации рекомендует максимально использовать в учебно-воспитательном процессе Вуза «преемственность сторон и особенностей труда людей в различных регионах, традиций, предопределяемых местными условиями и национальнорегиональными особенностями». Народное искусство (русское, чувашское, украинское, башкирское, татарское, узбекское, киргизское и т.д.) по своему характеру синкретично, т.е. оно объединяет разные функции предметов и связывает их с повседневным бытом (172, с.68; 345, с.4). Отмечая эту черту, Т.Я.Шпикалова говорит о необходимости синтеза разных видов народного искусства в воспитании детей: «Разве можно представить себе народный обряд без национальной одежды или музыки, или тех деталей, которые отражают весь уклад крестьянской жизни, с ее размеренностью, цикличностью. Поэтому обращение к народному искусству ставит перед учителями и методистами проблему синтеза разных видов народного искусства: приобщаясь к народному творчеству, дети должны не только рисовать, лепить, но и петь, и танцевать, и импровизировать в игре, ощущая единство всех этих проявлений творчества. Тогда им становится понятно и то, что объединяет искусство классическое (профессиональное) и народное» (383, с.21-22). Не упуская это из вида, мы все же в своей работе остановимся на проблемах воспитания подрастающего поколения только средствами народного декоративно-прикладного искусства. Итак, общеизвестно, что понятие народное искусство многогранно. Оно охватывает многие виды народного творчества: зодчество, музыка, устный фольклор, декоративно-прикладное искусство и т.д. Одна из поразительных особенностей народного искусства заключается в том, что при чрезвычайной простоте и отработанности приемов исполнения, завершенности и лаконичности отдельных элементов, отобранных и выверенных поколениями мастеров, каждая разновидность народного искусства представляет собой целостную художественную систему, неразрывно связанную с национальной культурой и местными традициями (272, с.5). Таким является и народное декоративно-прикладное искусство, в котором народ выражает свои представления о прекрасном, стремится преобразить свое непосредственное окружение по законам красоты и гармонии. Его часто называют результатом творчества многих поколений мастеров, ибо многовековые традиции народного декоративно-прикладного искусства бережно хранились и передавались по наследству, от деда к отцу, от отца к сыну. Оно едино в своей художественной структуре и необычайно разнообразно по своим национальным особенностям, которые проявляются во всем, начиная с выбора (использования) материала, и заканчивая трактовкой изобразительных форм (345, с.4). Это прежде всего творчество, связанное с землей, природой, законами ее обновления, проявлением ее жизнетворных сил. Мудрость природы в приспособлении к условиям существования, результат многомиллионного развития; красота ей безразлична. Это чувство возникло только у человека, вдохновленного своими успехами в труде, когда он научился лепить посуду из глины, шить одежду, плести циновки. Горшки для прочности оплетали лыком и обжигали. Обвязка сгорала, оставляя на глине оттиск затейливое переплетение полос. Так родился на первых бытовых вещах орнамент, постепенно осознанный людьми как украшение. Со временем человек додумался и до более интересного и сложного переплетения нитей и полос в тканях и циновках, более разнообразного и ритмичного орнамента на кувшинах и горшках. Чувство красоты (по-другому эстетическое переживание), зародившись однажды, крепло и распространялось все шире и шире. Все вокруг человека цветущий луг, пламя костра, облако, восход солнца, золотой круг луны, мириады 33 |