48 родной природы, воплощенные в бытовых предметах, хозяйственной утвари, убранстве жилища, игрушках, одежде, воспитывали в людях поэтическое восприятие мира, делали из них художников, создающих вещи, полные грации и изящества. Как тонко подметил искусствовед В.С.Воронов: «Крестьянские массы создали... художественные ценности, глубокие по творческому замыслу и исключительные по красоте...». Другой ценитель искусства С.Д.Левин называет народное искусство «музыкой для глаз», отмечая, что «оно радует то мощными аккордами цвета и форм, то звучит как тихая песенка. Россыпь ярких красок, контрасты цвета, плавность форм как не сравнить все это с искусством звуков! Но оно вместе с тем и веселый карнавал, задорно преображающий будни в яркое, блещущее зрелище» [205,с.220]. Чем больше смотришь, тем больше открывается в произведениях народных мастеров мудрость прелести. Во всем поразительное чувство меры: то узкая полоска вдоль края, то скромная розетка рядом с нетронутой украшением поверхностью; чувство пропорции, пластическое чутье никогда не подводят народного мастера. Применяя самые разнообразные природные материалы, он великолепно умеет раскрывать их естественную красоту шелковистость льна и упругость слоистого дерева, холодное мерцание металла и мягкую теплоту шерстяной пряжи, золотой блеск соломы и пластичность глины. Вместе с тем, изделие из серебра никогда не спутаешь с медным сосудом, а глиняный кувшин с фарфоровым. Это умение сохранить и с толком употребить естественные качества материала воплотилось в художественнотехнические приемы, позволяющие придавать изделиям точную форму, украшать их орнаментом или сюжетными изображениями, создавать с помощью резьбы, росписи, окраски, ткацкого узора и вышивки немеркнущую веками красоту. Так появились традиционные для многих |
сверкающих звезд, журчащие потоки ручья приобрело дополнительную ценность. Человек созерцал красоту и гармонию мира, и они вызывали в нем восторженное изумление. Он видел в природе великого художника и талантливого мастера, по отношению к которой чувствовал себя учеником, внимательно и пытливо всматривающимся в ее образы. Увидев красоту симметрии, ритмического строения, гармонию пропорций и цвета в созданиях природы, он смог оценить их и перенес в свои изделия. Так, задолго до возникновения эстетической науки и профессионального искусства, появилось народное декоративно-прикладное искусство, основным источником которого служило великолепие Земли. (Хотя надо признать, что народное искусство отражает не внешний облик окружающего мира, а внутреннюю жизнь народной души; поэтому действительность, созданная народным мастером получается поэтическо-фантастически преображенной). Образы родной природы, воплощенные в бытовых предметах, хозяйственной утвари, убранстве жилища, игрушках, одежде, воспитывали в людях поэтическое восприятие мира, делали из них художников, создающих вещи, полные грации и изящества. Как тонко подметил искусствовед В.С.Воронов: «Крестьянские массы создали...художественные ценности, глубокие по творческому замыслу и исключительные по красоте... Все многообразное обилие бытовых памятников от мощного резного наличника и расписных саней до резной указки, цветной глиняной игрушки и вершкового медного замка поражает богатством зрелой творческой фантазии, остроумия, выдумки, наблюдательности, декоративного чутья, конструктивной смелости, технической сноровки всей полноты художественной одаренности, при которой легко и просто было крестьянинухудожнику разнообразно конструировать и обильно украшать любую вещь обихода, обращая повседневную жизнь в глубокий и нешумный праздник живой красоты» (84, с.16). Другой ценитель искусства С.Д. Левин называет народное декоративно-прикладное искусство «музыкой для глаз», отмечая, что «оно радует то мощными аккордами цвета и форм, то звучит, как тихая песенка. Россыпь ярких красок, контрасты цвета, плавность форм как не сравнить все это с искусством звуков! Но оно вместе с тем и веселый карнавал, задорно преображающий будни в яркое, блещущее зрелище» (205, с.220). Чем больше смотришь, тем больше открывается в произведениях народных мастеров мудрость прелести. Во всем поразительное чувство меры: то узкая полоска вдоль края, то скромная розетка рядом с нетронутой украшением поверхностью; чувство пропорции, пластическое чутье никогда не подводят народного мастера. Применяя самые разнообразные природные материалы, он великолепно умеет раскрыть их естественную красоту шелковистость льна и упругую слоистость дерева, холодное мерцание металла и мягкую теплоту шерстяной пряжи, золотой блеск соломы и пластичность глины. Вместе с тем, изделие из серебра никогда не спутаешь с медным сосудом, а глиняный кувшин с фарфоровым. Это умение сохранить и с толком употребить естественные качества материала воплотилось в художественно-технические приемы, позволяющие придавать изделиям точную форму, украшать их орнаментом или сюжетными изображениями, создавать с помощью резьбы, росписи, окраски, ткацкого узора и вышивки немеркнущую веками красоту. Так появились традиционные для многих народов (русского, башкирского, чувашского, киргизского, татарского, украинского и т.д.) виды художественного ремесла: вышивка, узорное ткачество, ковроделие, кружевоплетение, искусство керамики, художественная обработка металла, дерева, камня и других материалов... Знатоки народного декоративно-прикладного искусства выделяют несколько общих художественных принципов, характерных и традиционных для всех видов этого искусства (300, с.64; 84, с. 32): 1). Утилитарность. Общеизвестно, что каждый промысел, каждый вид народного декоративно-прикладного искусства возникали в ответ на бытовые потребности, нужды. Мастера превращали изготовляемые бытовые предметы в произведения искусства, которые отражали представления народа о красоте природы, жизни, мира и явились показателями силы и глубины эмоциональной, духовной жизни, таланта и художественной одаренности народа. |