49 народов (русского, башкирского, чувашского, киргизского, татарского, украинского и т.д.) виды художественного ремесла: вышивка, узорное ткачество, ковроделие, кружевоплетение, искусство керамики, художественная обработка металла, дерева, камня и других материалов. Знатоки народного искусства выделяют несколько общих художественных принципов, характерных и традиционных для всех видов этого искусства. 1. Утилитарность. Общеизвестно, что каждый промысел, каждый вид народного искусства возникали в ответ на бытовые потребности, нужды. Мастера превращали изготавливаемые бытовые предметы в произведения искусства, которые отражали представления народа о красоте природы, жизни, мира и явились показателями силы и глубины эмоциональной, духовной жизни, таланта и художественной одаренности народа. (Правда, в настоящее время многие предметы прикладного искусства утратили первоначальное утилитарное назначение: теперь они зачастую служат украшением быта, то есть выполняют чисто декоративную роль). 2. Единство материала и технического приема. Как отмечалось выше, народные мастера осваивали различные материалы (глина, камень, металл, дерево, кость, солома, ткань и т.п.), стараясь не нарушать их естественные свойства. В то же время, разрабатывались и своеобразные технические приемы и навыки, которые видоизменились в пределах обработки материала. 3. Предельная экономия художественных средств. Одним из важных и обязательных признаков народного искусства является умение малым выразить многое, стремление к отбору наиболее экономных средств при максимальной выразительности. Как отмечал искусствовед В.М.Василенко, характеризуя архитектурную резьбу прошлых лет: |
это с искусством звуков! Но оно вместе с тем и веселый карнавал, задорно преображающий будни в яркое, блещущее зрелище» (205, с.220). Чем больше смотришь, тем больше открывается в произведениях народных мастеров мудрость прелести. Во всем поразительное чувство меры: то узкая полоска вдоль края, то скромная розетка рядом с нетронутой украшением поверхностью; чувство пропорции, пластическое чутье никогда не подводят народного мастера. Применяя самые разнообразные природные материалы, он великолепно умеет раскрыть их естественную красоту шелковистость льна и упругую слоистость дерева, холодное мерцание металла и мягкую теплоту шерстяной пряжи, золотой блеск соломы и пластичность глины. Вместе с тем, изделие из серебра никогда не спутаешь с медным сосудом, а глиняный кувшин с фарфоровым. Это умение сохранить и с толком употребить естественные качества материала воплотилось в художественно-технические приемы, позволяющие придавать изделиям точную форму, украшать их орнаментом или сюжетными изображениями, создавать с помощью резьбы, росписи, окраски, ткацкого узора и вышивки немеркнущую веками красоту. Так появились традиционные для многих народов (русского, башкирского, чувашского, киргизского, татарского, украинского и т.д.) виды художественного ремесла: вышивка, узорное ткачество, ковроделие, кружевоплетение, искусство керамики, художественная обработка металла, дерева, камня и других материалов... Знатоки народного декоративно-прикладного искусства выделяют несколько общих художественных принципов, характерных и традиционных для всех видов этого искусства (300, с.64; 84, с. 32): 1). Утилитарность. Общеизвестно, что каждый промысел, каждый вид народного декоративно-прикладного искусства возникали в ответ на бытовые потребности, нужды. Мастера превращали изготовляемые бытовые предметы в произведения искусства, которые отражали представления народа о красоте природы, жизни, мира и явились показателями силы и глубины эмоциональной, духовной жизни, таланта и художественной одаренности народа. (Правда, в настоящее время многие из предметов народного декоративноприкладного искусства утратили первоначальное утилитарное назначение: теперь они зачастую служат украшением быта, то есть выполняют чисто декоративную роль). 2). Единство материала и технического приема. Как отмечалось выше, народные мастера осваивали различные материалы (глина, камень, металл, дерево, кость, солома, ткань и т.п.), стараясь не нарушать их естественные свойства. В то же время, разрабатывались и своеобразные технические приемы и навыки, которые видоизменялись в пределах обработки материала. 3). Предельная экономия художественных средств. Одним из важных и обязательных признаков народного декоративно-прикладного искусства является умение малым выразить многое, стремление к отбору наиболее экономных средств при максимальной выразительности. Как отмечал искусствовед В.М.Василенко, характеризуя архитектурную резьбу прошлых лет: «Уцелевшие памятники народного строительства поражают скупостью затраченных средств и общей простотой своего облика. Резная обработка карнизов, причелин, наличников, входных крылец, балкончиков, ворот не нарушает впечатления строгости» (70, с.35). 4). Срастание произведений народного декоративно-прикладного искусства с окружающей жизнью и природой. Нарушение этого принципа ведет к эмоциональной безликости художественного замысла, потере правдивости и глубокого эстетического содержания произведений. 5). Традиционность. Это главная и неотъемлемая черта народного декоративно-прикладного искусства, которая заключается в преемственной передаче целой системы традиционных художественных принципов, канонов, образов, сюжетов, орнаментальных мотивов, специфических признаков и особенностей, опыта народных мастеров из поколения в поколение. 6). Коллективная природа творчества. Эта черта связана с традиционностью народного декоративно-прикладного искусства. «Крестьянское искусство коллективное искусство. Оно складывалось и |