Проверяемый текст
Кадыйрова, Ляйсан Хабибулхаковна; Художественно-эстетическое воспитание учащихся 1-7 классов средствами татарского декоративно-прикладного искусства (Диссертация 1999)
[стр. 53]

53 При этом идет естественная жизнь искусства, смена и обновление поколений.
Завтра молодые принесут с собой новые идеи, взгляды, отношения, и это будет также закономерно.
Но всегда, во все времена подлинное искусство утверждало добро и красоту, и завтра оно тоже, естественно, будет искать эти ценности.
Отсюда любое произведение искусства это диалектическое слагаемое этих величин, но величины находятся в разных пропорциях и соотношениях: то преобладает внешняя сторона жизни, и художники лишь регистрируют ее, то на первый план выступают субъективная сторона, фантазия, воля, внутренний мир художника, и все это как бы подавляет все внешнее, подчиняет себе.
Татарское народное искусство это сотни тысяч шедевров мастерства, не уступающих по своим художественным и эстетическим достоинствам прекрасным образцам мирового искусства.
Произведения такого рода, окружая человека в повседневной жизни, воспитывают его постоянно и повсеместно, развивая эстетический вкус, формируя мир его чувств, утверждая гуманистическое, человеческое
отношение к людям, природе, жизни.
Приобщение школьников к народному декоративно-прикладному искусству представляется очень важным и актуальным в наши дни.
Ведь причиной падения нравов, проявления грубости и зла, антигуманности среди населения явилось отлучение в прошлом детей и молодежи от традиций и обычаев родного народа.
Поэтому, перефразируя педагогическую формулу Г.Н.Волкова, можно сделать такой вывод: без исторической памяти (содержащей и в национальном декоративноприкладном искусстве) нет традиций, без национальных традиций нет культуры, без культуры нет гуманности, без гуманности нет воспитания, а без воспитания, как известно, нет личности.
Как справедливо отмечает
[стр. 71]

(«кашага»), протянутые над окнами в глубине избы и вдоль поперечной матицы («эрлек кашагасы»); вышитые полотенца, украшающие простенки между окнами и повешенными поверх перегородок («исарчык»), обычно не доходящих до потолка; через эти перегородки также перекидывались декоративные молитвенные коврики («намазлык»); вышитыми покрывалами закрывают посуду, стоящую на столе и сложенную на сундуки свернутую на день постель; на полу и на нарах в глубине избы расстилаются безворсовые ковры и дорожки-половики («палас», «келэм»); на нарах кроме этого можно видеть небольшие плоские подушки и тюфячки для сидения («керпе», «ястык»); стол украшен вышитой скатертью и салфетками (см.
приложение №13).
Красочность интерьера усиливалась наличием шамаилей и «лэухэ» (вышивка с памятной надписью в раме под стеклом); особый колорит и жизнерадостность в интерьер жилища вносили цветные стекла в оконных рамах и обилие ярких цветов на подоконниках.
Однако, несмотря на обилие разноцветной мягкой утвари и изделий, служащих украшением интерьера жилища, в цветовой соотношении предметов быта не было дробности или пестроты, так как каждое изделие по своему колористическому и орнаментальному решению дополняло другие предметы...
Заканчивая обзор татарского национального декоративно-прикладного искусства, хотелось бы напомнить, что это далеко не полный перечень «сокровищ» из богатейшего наследия татарского народа.
Татарское народное декоративно-прикладное искусство это сотни тысяч шедевров мастерства, не уступающих по своим художественным и эстетическим достоинствам прекрасным образцам мирового искусства.
Произведения такого рода, окружая человека в повседневной жизни, воспитывают его постоянно и повсеместно, развивая эстетический вкус, формируя мир его чувств, утверждая гуманистическое, человеческое
отношения к людям, природе, жизни.
Каждая вещь декоративно-прикладного искусства занимает определенное место не только в созданной человеком пространственной среде, но и в его духовном мире.
71

[стр.,72]

Именно поэтому приобщение школьников к народному декоративноприкладному искусству представляется очень важным и актуальным в наши дни.
Ведь причиной падения нравов, проявления грубости и зла, антигуманности среди населения явилось отлучение в прошлом детей и молодежи от традиций и обычаев родного народа.
Поэтому, перефразируя педагогическую формулу Г.Н.Волкова, можно сделать такой вывод: без исторической памяти (содержащейся и в национальном декоративноприкладном искусстве) нет традиций, без национальных традиций нет культуры, без культуры нет гуманности, без гуманности нет воспитания, а без воспитания, как известно, нет личности.
Как справедливо отмечает
известный ученый, академик Д.С.Лихачев: «...важно воспитывать молодежь в моральном климате памяти: памяти семейной, памяти народной, памяти культурной (курсив наш), ибо подобно тому, как личная память человека формирует его совесть, так историческая память народа формирует нравственный климат, в котором живет народ».
Уважение к трудовым традициям предков, их мудрости и культуре, обрядам и обычаям это чувство необходимо воспитывать с раннего возраста.
Поэтому задачей современной школы является «передача будущим поколениям человеческого опыта в его национальной форме» (340, с.
16), воспитание высоконравственных, образованных, духовно богатых людей, обладающих чувством национального достоинства, гражданского долга и любовью к Родине, гуманностью и уважением к другим народам; «формирование человека, одухотворенного идеалами добра, активно не принимающего разрушительных идей и способного им противостоять, готового служить Родине верой и правдой.
Это значит, что основной задачей должно стать воспитание национального самосознания.
Только на этом пути, отмечает В.Ю.Троицкий (341, с.6) может быть сформирован тот общеобразовательный потенциал, те качества, без которых не может быть свободного человека и невозможны никакие широкие демократические свободы...» Достичь этого можно, лишь добившись того, чтобы учащиеся видели танцы родного народа, слышали пословицы и поговорки, знали легенды 72

[Back]