55 материальный мир имели педагогическую направленность, были наполнены нравственными началами, красотой» [148, с.29]. А «воспитание, созданное самим народом и основанное на народных началах, как справедливо отмечал великий педагог К.Д.Ушинский, имеет ту воспитательную силу, которой нет в самых лучших системах, основанных на абстрактных идеях или заимствованных у другого народа...» [346, с. 161]. Татарское изобразительное искусство, являясь одной из форм народного мышления и выражая художественно-эстетическую и нравственную суть татарского народа, имеет такую же большую силу воспитательного воздействия. Его педагогический потенциал огромен, ибо знакомство учащихся с его произведениями способствует развитию у них способности самостоятельно разбираться в истинных и мнимых достоинствах культурной жизни; расширению и развитию художественных представлений, духовных потребностей, становлению художественного и эстетического вкуса; учит видеть красоту в реальной действительности, развивает фантазию и воображение. В художественно-эстетическом воспитании учащихся важное значение имеют татарское народное искусство, произведения татарских художников, что обусловлено доступностью народного творчества для детского понимания, полнотой и наглядностью выражения в народном искусстве «погружения» личности в сокровищницу идеалов национальной культуры, глубокого проникновения в ее эстетический, нравственный, сущностный смысл, овладения ее выразительными средствами, идеалами красоты, добра, гармонии цвета, развитие фантазии, творческого воображения, нестандартности, критичности мышления, потребности в самоутверждении, самореализации, в открытии для себя нового. |
и сказки, полюбили героев своего народа, его обычаи и традиции, историю, язык, культуру и, конечно, искусство. Ибо чем внимательнее мы будем к национальному, тем будем ближе к общечеловеческому, основывающемуся на принципах оптимизма и гуманизма. «Народ с присущей ему мудростью исключительно все вокруг использовал для педагогических целей. Фольклор, весь духовно-материальный мир имели педагогическую направленность, были наполнены нравственными началами, красотой» (148, с.29). А «воспитание, созданное самим народом и основанное на народных началах, как справедливо отмечал великий педагог К.Д. Ушинский, имеет ту воспитательную силу, которой нет в самых лучших системах, основанных на абстрактных идеях или заимствованных у другого народа...» (346, с. 161). Татарское декоративно-прикладное искусство, являясь одной из форм народного мышления и выражая художественно-эстетическую и нравственную суть татарского народа, имеет такую же большую силу воспитательного воздействия. Его педагогический потенциал, можно сказать, огромен, ибо знакомство учащихся с его произведениями способствует развитию у них умения отличать настоящее искусство от его суррогатов, способности самостоятельно разбираться в истинных и мнимых достоинствах культурной жизни (что является особенно актуальным в современных условиях коммерциализации культуры и, в некоторых случаях, негативного воздействия СМИ на умы и души подрастающего поколения); расширению и развитию художественных представлений, духовных потребностей, становлению художественного и эстетического вкуса; учит видеть красоту в реальной действительности, развивает фантазию и воображение. Кроме того, возвращение к культурно-историческим истокам (на примере татарского декоративно-прикладного искусства) способствует идейнонравственному развитию личности каждого человека, особенно, молодого поколения, ведь как уже отмечалось, «эпос является не только отражением, но и источником патриотизма» (282, с. 6). Общение с произведениями народного 73 |