57 т.е. инициативу, творчество, самодеятельность, личностную позицию по отношению к труду, учебе, обществу, коллективу; личность выступает как субъект национальной культуры, участник культурноисторического процесса. Личность не только усваивает опыт предшествующих поколений, но и воспроизводит его, вносит свой вклад в развитие, что способствует более корректной адаптации в обществе; личность играет значимую роль в развитии национальной культуры, проявляет свою активную позицию, использует ее в своей профессиональной деятельности, становится лидером и продолжателем национальных традиций. Чем выше национальное самосознание человека, тем бережнее его отношение к культуре и традициям другого народа, тем уважительней и плодотворней его взаимоотношения с людьми другой национальности. Действительно, нельзя познать чужую культуру, отрешившись от своей собственной. Забывая культуру и историю своего народа, мы тем самым подвергаем забвению самих себя и вместе с тем удаляемся от общечеловеческих ценностей (см. схему 1). Кроме того, возвращение к культурно-историческим истокам (на примере татарского изобразительного искусства) способствует идейнонравственному развитию личности каждого человека, особенно, молодого поколения, ведь как уже отмечалось, «наш эпос является не только отражением, но и источником патриотизма» [282, с.6]. Общение с произведениями татарского народного изобразительного искусства помогает школьникам соприкоснуться с душой родного народа, его мыслями, радостями и печалями, открыть для себя свои исконноисторические корни, понять, чем жил его народ, о чем мечтал, что его |
и сказки, полюбили героев своего народа, его обычаи и традиции, историю, язык, культуру и, конечно, искусство. Ибо чем внимательнее мы будем к национальному, тем будем ближе к общечеловеческому, основывающемуся на принципах оптимизма и гуманизма. «Народ с присущей ему мудростью исключительно все вокруг использовал для педагогических целей. Фольклор, весь духовно-материальный мир имели педагогическую направленность, были наполнены нравственными началами, красотой» (148, с.29). А «воспитание, созданное самим народом и основанное на народных началах, как справедливо отмечал великий педагог К.Д. Ушинский, имеет ту воспитательную силу, которой нет в самых лучших системах, основанных на абстрактных идеях или заимствованных у другого народа...» (346, с. 161). Татарское декоративно-прикладное искусство, являясь одной из форм народного мышления и выражая художественно-эстетическую и нравственную суть татарского народа, имеет такую же большую силу воспитательного воздействия. Его педагогический потенциал, можно сказать, огромен, ибо знакомство учащихся с его произведениями способствует развитию у них умения отличать настоящее искусство от его суррогатов, способности самостоятельно разбираться в истинных и мнимых достоинствах культурной жизни (что является особенно актуальным в современных условиях коммерциализации культуры и, в некоторых случаях, негативного воздействия СМИ на умы и души подрастающего поколения); расширению и развитию художественных представлений, духовных потребностей, становлению художественного и эстетического вкуса; учит видеть красоту в реальной действительности, развивает фантазию и воображение. Кроме того, возвращение к культурно-историческим истокам (на примере татарского декоративно-прикладного искусства) способствует идейнонравственному развитию личности каждого человека, особенно, молодого поколения, ведь как уже отмечалось, «эпос является не только отражением, но и источником патриотизма» (282, с. 6). Общение с произведениями народного 73 декоративно-прикладного искусства (в частности, татарского) помогает школьникам соприкоснуться с душой родного народа, его мыслями, радостями и печалями, открыть для себя свои исконно-исторические корни, понять, чем жил его народ, о чем мечтал, что его волновало, узнать о нравственных, этических и эстетических идеалах людей, неразрывно связанных с родной землей, природой, Родиной. Однако было бы неверным ограничиться только сообщением учащимся сведений и знаний о татарском декоративно-прикладном искусстве, не дав им возможности реализовать свои способности и полученные знания, умения и навыки в самостоятельных художественных формах (орнаментирование, аппликация, вышивка, плетение, лепка, чеканка, изготовление сувениров, ювелирных украшений, отделка костюма, бумажная пластика и т.д.). Ведь причастность к творческому процессу изготовления изделий, близких тем, какие создавали татарские народные умельцы, позволяет учащимся не только ощутить радость и удовлетворение от того, что они научились делать красивые и полезные вещи, но и позволяет школьникам почувствовать себя художниками, творцами прекрасного (необходимо отметить, что творчески ребенок развивается только тогда, когда он увлечен каким-то делом, «требующим активности, самостоятельности, проявления фантазии и воображения» (223, с.20), а не является пассивным зрителем и слушателем). А «эстетическое наслаждение процессом и продуктом творчества вселяет надежду на успех» (73, с. 105), способствует развитию интереса к занятиям художественно-гуманитарного цикла. И, естественно в первую очередь, занятия художественно-практической деятельностью по изготовлению декоративных изделий с применением традиций татарского декоративно-прикладного искусства способствует развитию технических навыков работы с различными материалами и трудовых умений учащихся. Например, в процессе овладения приемами татарской народной вышивки у детей развивается сноровка, мелкая моторика руки, координация действий руки и глаза; при создании глиняных изделий учащиеся яснее познают пластику и характер формы, строения, 74 |