59 Обобщая сказанное, подчеркнем, что татарскому изобразительному искусству, помимо общих художественных принципов, традиционных для всех видов народного искусства, присуще стремление к гражданственности, духовности, художественному совершенству. Вышеизложенное позволяет утверждать, что педагогический потенциал татарского национального изобразительного искусства заключается в том, что оно формирует у учащихся художественно образное мышление как основу развития творческой личности, ее эстетических вкусов и потребностей, морального облика; воспитывает активное эстетическое отношение к действительности, искусству, явлениям художественной культуры, народным художественным традициям; пробуждает и развивает чувство национального достоинства и гордости за свой народ. Для того чтобы осуществить реализацию педагогического потенциала татарского изоискусства в художественно-эстетическом воспитании школьников, необходимо разработать критерии воспитанности. Этому посвящен следующий параграф нашего исследования. 1.3. Критерии художественно-эстетической воспитанности учащихся начальной школы. Определение критериев воспитанности (нравственной, трудовой, эстетической, музыкально-эстетической, художественно-эстетической и т.д.) требует четкого представления о конечных целях и задачах проводимой воспитательной работы. В области художественно |
Глава 2. Научно-методическое обеспечение художественно-эстетического воспитания учащихся средствами татарского национального декоративноприкладного искусства 2.1 Критерии художественно-эстетической воспитанности учащихся Определение критериев воспитанности (нравственной, трудовой, эстетической, музыкально-эстетической, художественно-эстетической и т.д.) требует четкого представления о конечных целях и задачах проводимой воспитательной работы. В области художественно-эстетического воспитания школьников, как это уже отмечалось в параграфе 1.1, можно выделить следующие задачи: расширение и углубление знаний учащихся о теории и истории искусства, освоение содержания художественно-эстетических ценностей; духовное обогащение ребенка, формирование его эстетического отношения к художественной культуре, искусству и окружающей действительности; развитие сущностных сил школьника, его способности к художественно-эстетическому творчеству; постепенное преобразование стремления учащегося к прекрасному в стимул общественно ценной деятельности по «законам красоты». По сути, эти задачи, составляющие цель художественно-эстетического воспитания, являются одновременно и исходной точкой развития педагогической деятельности в данной области воспитания, ибо они позволяют рассмотреть, что, чем и как возможно осуществить измерения в области художественно-эстетической воспитанности учащихся, какова степень эффективного движения школьника к достаточно богатому эстетическому отношению к искусству и жизни. Необходимо уточнить то, что конкретно подлежит замеру при определении художественно-эстетической воспитанности учащихся. 91 |