60 эстетического воспитания школьников, как это уже отмечалось в разделе 1.1, можно выделить следующие задачи: расширение и углубление знаний учащихся по теории и истории искусства, освоение содержания художественно-эстетических ценностей; духовное обогащение ребенка, формирование его эстетического отношения к художественной культуре, искусству и окружающей действительности; развитие сущностных сил школьника, его способности к художественно-эстетическому творчеству; постепенное преобразование стремления учащегося к прекрасному в стимул общественно ценной деятельности по «законам красоты». По сути, эти задачи, составляющие цель художественноэстетического воспитания, являются одновременно и исходной точкой развития педагогической деятельности в данной области воспитания, ибо они позволяют рассмотреть, что, чем и как возможно осуществить измерения в области художественно-эстетической воспитанности учащихся, какова степень эффективного движения школьника к достаточно богатому эстетическому отношению к искусству и жизни. Необходимо уточнить то, что конкретно подлежит замеру при определении художественно-эстетической воспитанности учащихся. Прежде всего, на наш взгляд, важно изучить фактический уровень образованности учащихся в области искусства и художественной культуры, то есть уровень художественно-эстетической образованности. (Если следовать сформулированному нами определению, то художественно-эстетическое образование есть процесс и результат освоения совокупности знаний, умений, навыков, мировоззренческих установок в области искусства, художественного творчества. |
Глава 2. Научно-методическое обеспечение художественно-эстетического воспитания учащихся средствами татарского национального декоративноприкладного искусства 2.1 Критерии художественно-эстетической воспитанности учащихся Определение критериев воспитанности (нравственной, трудовой, эстетической, музыкально-эстетической, художественно-эстетической и т.д.) требует четкого представления о конечных целях и задачах проводимой воспитательной работы. В области художественно-эстетического воспитания школьников, как это уже отмечалось в параграфе 1.1, можно выделить следующие задачи: расширение и углубление знаний учащихся о теории и истории искусства, освоение содержания художественно-эстетических ценностей; духовное обогащение ребенка, формирование его эстетического отношения к художественной культуре, искусству и окружающей действительности; развитие сущностных сил школьника, его способности к художественно-эстетическому творчеству; постепенное преобразование стремления учащегося к прекрасному в стимул общественно ценной деятельности по «законам красоты». По сути, эти задачи, составляющие цель художественно-эстетического воспитания, являются одновременно и исходной точкой развития педагогической деятельности в данной области воспитания, ибо они позволяют рассмотреть, что, чем и как возможно осуществить измерения в области художественно-эстетической воспитанности учащихся, какова степень эффективного движения школьника к достаточно богатому эстетическому отношению к искусству и жизни. Необходимо уточнить то, что конкретно подлежит замеру при определении художественно-эстетической воспитанности учащихся. 91 Прежде всего, на наш взгляд, важно изучить фактический ’уровень образованности учащихся в области искусства и художественной культуры, то есть уровень художественно-эстетической образованности. (Если следовать сформулированному нами определению, то художественно-эстетическое образование есть процесс и результат освоения совокупности знаний, умений, навыков, мировоззренческих установок в области искусства, художественного творчества, достижение единства (но не тождества) художественно-вкусовых оценок, выработка научно-обоснованных критериев прекрасного, возвышенного, трагического, комического, безобразного, низменного). Например, к окончанию начальных классов, учащиеся должны знать (как сказано в задачах современных программ по изобразительному искусству и художественному труду 149-152) отличительные признаки произведений живописи, графики, декоративно-прикладного искусства; иметь представление об особенностях портрета, натюрморта, пейзажа; научиться рассказывать о содержании рассматриваемого произведения изобразительного искусства; анализировать средства художественной выразительности. Школьники средних классов, кроме того, должны знать характерные особенности архитектуры, скульптуры; первоначальные сведения о творчестве русских, нерусских и зарубежных художников, скульпторов, архитекторов, т.е. минимум национальной и мировой художественной классики; иметь представление о самобытном искусстве различных народов; уметь рассуждать и приводить собственные, убедительные доводы по поводу просмотренного произведения изобразительного искусства; анализировать художественные средства изображения действительности в искусстве, т.е. осмыслить и усвоить такие понятия, как композиция произведения, его сюжет, художественный образ, перспектива и т.д. Точно замеренное состояние художественно-эстетической образованности позволит установить и своевременно устранить пробелы в знаниях учащихся, поднять уровень художественно-эстетической культуры каждого школьника. 92 Измерению также подлежит материальная основа художественноэстетической восприимчивости школьника, которая коренится в его сущностных силах (напомним, что к сущностным силам человека относятся интеллектуально-речевая грамота, элементарные трудовые умения и навыки, визуальная и музыкально-звуковая грамота и т.д.). Замеры по определению уровня художественно-эстетической восприимчивости учащихся являются важными в педагогическом смысле, ибо они позволяют совершенствовать природу индивида, способствовать его физическому и духовному становлению и развитию. Знание педагогом особенностей и состояния сущностных сил каждого его воспитанника также делает возможным определить и направить в нужное русло потребности и интересы школьника, выявить наклонности, которые помогут в будущем избрать подходящую для данного человека профессию. Наконец, измерению подлежит уровень собственно художественноэстетической воспитанности учащихся, который включает в себя художественный и эстетический вкус, художественно-эстетическое восприятие, переживание, оценку, способность к самостоятельному художественно-эстетическому творчеству (213, с.160). Художественный вкус это выражение отношения личности к искусству, оценка достоинств и недостатков художественного творчества и его продуктов; это не просто «частный случай» эстетического вкуса (как иногда считают). Он содержит, кроме эстетических, следующие критерии: критерий правдивости художественного отражения; значимости проблем и идей, выдвигаемых художником, и принципов их решения; художественного мастерства; воздействия искусства на человека (218, с. 31). Художественный вкус (а посредством его и эстетический) формируется, развивается прежде всего самим искусством. Главное в его развитии это широта общения с искусством и, что немаловажно, художественное совершенство произведений искусства. 93 |