Проверяемый текст
Кадыйрова, Ляйсан Хабибулхаковна; Художественно-эстетическое воспитание учащихся 1-7 классов средствами татарского декоративно-прикладного искусства (Диссертация 1999)
[стр. 61]

61 Например, к окончанию начальных классов учащиеся должны знать (как сказано в задачах современных программ по изобразительному искусству и художественному труду Б.М.
Неменского, B.C.
Кузина) отличительные признаки произведений живописи, графики, декоративно-прикладного искусства.
Иметь представление об особенностях портрета, натюрморта, пейзажа; научиться рассказывать о содержании рассматриваемого произведения изобразительного искусства; анализировать средства художественной выразительности.
Школьники средних классов, кроме того, должны знать характерные особенности архитектуры, скульптуры; первоначальные сведения о творчестве русских, нерусских и зарубежных художников, скульпторов, архитекторов, т.е.
минимум национальной и мировой художественной классики; иметь представление о самобытном искусстве различных народов; уметь рассуждать и приводить собственные, убедительные доводы по поводу просмотренного произведения изобразительного искусства; анализировать художественные средства изображения действительности в искусстве, т.е.
осмыслить и усвоить такие понятия, как композиция произведения, его сюжет, художественный образ, перспектива и т.д.
Точно замеренное состояние художественно-эстетической образованности позволит установить и своевременно устранить пробелы в знаниях учащихся, поднять уровень художественноэстетической культуры
школьника.
Измерению также подлежит материальная основа художественноэстетической восприимчивости школьника, которая коренится в его сущностных силах (напомним, что к сущностным силам человека относятся интеллектуально-речевая грамота, элементарные трудовые умения и навыки, визуальная и музыкально-звуковая грамота и т.д.).
[стр. 92]

Прежде всего, на наш взгляд, важно изучить фактический ’уровень образованности учащихся в области искусства и художественной культуры, то есть уровень художественно-эстетической образованности.
(Если следовать сформулированному нами определению, то художественно-эстетическое образование есть процесс и результат освоения совокупности знаний, умений, навыков, мировоззренческих установок в области искусства, художественного творчества, достижение единства (но не тождества) художественно-вкусовых оценок, выработка научно-обоснованных критериев прекрасного, возвышенного, трагического, комического, безобразного, низменного).
Например, к окончанию начальных классов, учащиеся должны знать (как сказано в задачах современных программ по изобразительному искусству и художественному труду
149-152) отличительные признаки произведений живописи, графики, декоративно-прикладного искусства; иметь представление об особенностях портрета, натюрморта, пейзажа; научиться рассказывать о содержании рассматриваемого произведения изобразительного искусства; анализировать средства художественной выразительности.
Школьники средних классов, кроме того, должны знать характерные особенности архитектуры, скульптуры; первоначальные сведения о творчестве русских, нерусских и зарубежных художников, скульпторов, архитекторов, т.е.
минимум национальной и мировой художественной классики; иметь представление о самобытном искусстве различных народов; уметь рассуждать и приводить собственные, убедительные доводы по поводу просмотренного произведения изобразительного искусства; анализировать художественные средства изображения действительности в искусстве, т.е.
осмыслить и усвоить такие понятия, как композиция произведения, его сюжет, художественный образ, перспектива и т.д.
Точно замеренное состояние художественно-эстетической образованности позволит установить и своевременно устранить пробелы в знаниях учащихся, поднять уровень художественно-эстетической культуры
каждого школьника.
92

[стр.,93]

Измерению также подлежит материальная основа художественноэстетической восприимчивости школьника, которая коренится в его сущностных силах (напомним, что к сущностным силам человека относятся интеллектуально-речевая грамота, элементарные трудовые умения и навыки, визуальная и музыкально-звуковая грамота и т.д.).
Замеры по определению уровня художественно-эстетической восприимчивости учащихся являются важными в педагогическом смысле, ибо они позволяют совершенствовать природу индивида, способствовать его физическому и духовному становлению и развитию.
Знание педагогом особенностей и состояния сущностных сил каждого его воспитанника также делает возможным определить и направить в нужное русло потребности и интересы школьника, выявить наклонности, которые помогут в будущем избрать подходящую для данного человека профессию.
Наконец, измерению подлежит уровень собственно художественноэстетической воспитанности учащихся, который включает в себя художественный и эстетический вкус, художественно-эстетическое восприятие, переживание, оценку, способность к самостоятельному художественно-эстетическому творчеству (213, с.160).
Художественный вкус это выражение отношения личности к искусству, оценка достоинств и недостатков художественного творчества и его продуктов; это не просто «частный случай» эстетического вкуса (как иногда считают).
Он содержит, кроме эстетических, следующие критерии: критерий правдивости художественного отражения; значимости проблем и идей, выдвигаемых художником, и принципов их решения; художественного мастерства; воздействия искусства на человека (218, с.
31).
Художественный вкус (а посредством его и эстетический) формируется, развивается прежде всего самим искусством.
Главное в его развитии это широта общения с искусством и, что немаловажно, художественное совершенство произведений искусства.
93

[Back]