62 Замеры по определению уровня художественно-эстетической восприимчивости учащихся являются важными в педагогическом смысле, ибо они позволяют совершенствовать природу индивида, способствовать его физическому и духовному становлению и развитию. Знание педагогами особенностей и состояния сущностных сил каждого воспитанника также делает возможным определить и направить в нужное русло потребности и интересы школьника, выявить наклонности, которые помогут в будущем избрать подходящую для данного человека профессию. Наконец, измерению подлежит уровень собственно художественно-эстетической воспитанности учащихся, который включает в себя художественный и эстетический вкус, художественноэстетическое восприятие, переживание, оценку, способность к самостоятельному художественно-эстетическому творчеству. Художественный вкус это выражение отношения личности к искусству, оценка достоинств и недостатков художественного творчества и его продуктов; это не просто «частный случай» хтетического вкуса (как иногда считают). Он содержит, кроме эстетических, следующие критерии: критерий правдивости художественного отражения; значимости проблем и идей, выдвигаемых художником, и принципов их решения; художественного мастерства; воздействия искусства на человека. Художественный вкус (а посредством его и эстетический) формируется, развивается, прежде всего, самим искусством. Главное в его развитии это широта общения с искусством и, что немаловажно, художественное совершенство понимания произведений искусства. Следует отметить, что большую роль в суждениях о вкусе играют не только объективные (социальные) предпосылки, но и субъективные |
Измерению также подлежит материальная основа художественноэстетической восприимчивости школьника, которая коренится в его сущностных силах (напомним, что к сущностным силам человека относятся интеллектуально-речевая грамота, элементарные трудовые умения и навыки, визуальная и музыкально-звуковая грамота и т.д.). Замеры по определению уровня художественно-эстетической восприимчивости учащихся являются важными в педагогическом смысле, ибо они позволяют совершенствовать природу индивида, способствовать его физическому и духовному становлению и развитию. Знание педагогом особенностей и состояния сущностных сил каждого его воспитанника также делает возможным определить и направить в нужное русло потребности и интересы школьника, выявить наклонности, которые помогут в будущем избрать подходящую для данного человека профессию. Наконец, измерению подлежит уровень собственно художественноэстетической воспитанности учащихся, который включает в себя художественный и эстетический вкус, художественно-эстетическое восприятие, переживание, оценку, способность к самостоятельному художественно-эстетическому творчеству (213, с.160). Художественный вкус это выражение отношения личности к искусству, оценка достоинств и недостатков художественного творчества и его продуктов; это не просто «частный случай» эстетического вкуса (как иногда считают). Он содержит, кроме эстетических, следующие критерии: критерий правдивости художественного отражения; значимости проблем и идей, выдвигаемых художником, и принципов их решения; художественного мастерства; воздействия искусства на человека (218, с. 31). Художественный вкус (а посредством его и эстетический) формируется, развивается прежде всего самим искусством. Главное в его развитии это широта общения с искусством и, что немаловажно, художественное совершенство произведений искусства. 93 Следует отметить, что большую роль в суждениях о вкусе играют не только объективные (социальные) предпосылки, но и субъективные мотивы и индивидуальные черты характера каждого человека. Художественный вкус может существовать в сознании человека на различных уровнях, определяя тем самым и уровень художественно-эстетической воспитанности. Эстетический вкус это, по определению В.Н.Липского, синтез эмоционального и рационального; единство способности высказывать суждение об эстетических достоинствах определенных предметов, явлений и выражения чувственного отношения (209, с.61). Другие ученые (Ш.М.Герман, В.К.Скатерщиков) определяют эстетический вкус как систему «конкретных эмоциональных оценок явлений действительности и произведений искусства, складывающаяся у человека на основе его представлений о прекрасном и безобразном, о красоте и художественности» (93, с. 173). Можно сказать, что формируется он вместе со становлением личности, поэтому говорить о какомлибо устойчивом эстетическом вкусе детей младшего школьного возраста не представляется возможным. Более или менее складывается он только в старшем подростковом возрасте, хотя и в этом возрасте он еще весьма неустойчив и противоречив. Однако это не означает, что в младшем и среднем школьном возрасте не надо воспитывать эстетический вкус, ибо эстетическая информация, получаемая в детстве, служит основой, фундаментом будущего вкуса человека (об этом не раз писали ученые, занимающиеся вопросами эстетического воспитания школьников 46, с. 22). Способность к любованию красотой, совершенством в искусстве и действительности эмоционально-психический процесс проникновения в художественно-эстетическую сущность произведения искусства, наслаждение его красотой, который является важным признаком художественноэстетической воспитанности. Переживание возникновение возвышенных чувств и глубокого духовного наслаждения от общения с прекрасным; чувства гнева, страха, сострадания, эмоционального потрясения в результате переживания трагического; чувства 94 |