Проверяемый текст
Кадыйрова, Ляйсан Хабибулхаковна; Художественно-эстетическое воспитание учащихся 1-7 классов средствами татарского декоративно-прикладного искусства (Диссертация 1999)
[стр. 64]

64 Переживание возникновение возвышенных чувств и глубокого духовного наслаждения от общения с прекрасным; чувства гнева, страха, сострадания, эмоционального потрясения в результате переживания трагического; чувства юмора в момент созерцания комического; чувства отвращения при встрече с безобразным, низменным в искусстве и явлениях окружающей действительности.
Способность к глубокому переживанию также является важным признаком подлинной эстетической и, разумеется, художественноэстетической воспитанности человека.
Художественно-эстетическое творчество (если следовать сформулированному нами определению) это творческий процесс создания неповторимо оригинального продукта, отражающего реальность и воплощающего личность автора, включающий совокупность элементов художественно-эстетической образованности, развитости и воспитанности личности.

Художественно-эстетическое восприятие это начальный этап общения с искусством и красотой окружающей действительности, психологическая основа эстетического отношения к миру, от полноты и яркости зависят сила и глубина формирования художественноэстетических идеалов и вкусов.
Оно проявляется в способности человека
вычленить в явлениях действительности искусства процессы, свойства, качества, пробуждающие эстетические чувства.
Для воспитания художественно-эстетического восприятия, например у младших школьников, большое значение имеет использование приема сравнения при рассматривании произведений искусства и побуждение детей к их оценке, выражению собственного отношения
к тому, что нравится и что не нравится в том или ином произведении.
[стр. 94]

Следует отметить, что большую роль в суждениях о вкусе играют не только объективные (социальные) предпосылки, но и субъективные мотивы и индивидуальные черты характера каждого человека.
Художественный вкус может существовать в сознании человека на различных уровнях, определяя тем самым и уровень художественно-эстетической воспитанности.
Эстетический вкус это, по определению В.Н.Липского, синтез эмоционального и рационального; единство способности высказывать суждение об эстетических достоинствах определенных предметов, явлений и выражения чувственного отношения (209, с.61).
Другие ученые (Ш.М.Герман, В.К.Скатерщиков) определяют эстетический вкус как систему «конкретных эмоциональных оценок явлений действительности и произведений искусства, складывающаяся у человека на основе его представлений о прекрасном и безобразном, о красоте и художественности» (93, с.
173).
Можно сказать, что формируется он вместе со становлением личности, поэтому говорить о какомлибо устойчивом эстетическом вкусе детей младшего школьного возраста не представляется возможным.
Более или менее складывается он только в старшем подростковом возрасте, хотя и в этом возрасте он еще весьма неустойчив и противоречив.
Однако это не означает, что в младшем и среднем школьном возрасте не надо воспитывать эстетический вкус, ибо эстетическая информация, получаемая в детстве, служит основой, фундаментом будущего вкуса человека (об этом не раз писали ученые, занимающиеся вопросами эстетического воспитания школьников 46, с.
22).
Способность к любованию красотой, совершенством в искусстве и действительности эмоционально-психический процесс проникновения в художественно-эстетическую сущность произведения искусства, наслаждение его красотой, который является важным признаком художественноэстетической воспитанности.
Переживание возникновение возвышенных чувств и глубокого духовного наслаждения от общения с прекрасным; чувства гнева, страха, сострадания, эмоционального потрясения в результате переживания трагического; чувства
94

[стр.,95]

юмора в момент созерцания комического; чувства отвращения при встрече с безобразным, низменным в искусстве и явлениях окружающей действительности.
Способность к глубокому переживанию также является важным признаком подлинной эстетической и, разумеется, художественноэстетической воспитанности человека.
Художественно-эстетическое творчество (если следовать сформулированному нами определению) это творческий процесс создания неповторимо оригинального продукта, отражающего реальность и воплощающего личность автора, включающий совокупность элементов художественно-эстетической образованности, развитости и воспитанности личности.

В младших и средних классах задача развития способности к художественноэстетическому творчеству прежде всего должна решаться на занятиях по изобразительному искусству и декоративному труду (другой вопрос, как это делается), а также в художественных кружках и студиях...
Художественно-эстетическое восприятие это начальный этап общения с искусством и красотой окружающей действительности, психологическая основа эстетического отношения к миру, от полноты и яркости зависят сила и глубина формирования художественно-эстетических идеалов и вкусов.
Оно проявляется в способности человека
вычленять в явлениях действительности и искусства процессы, свойства, качества, пробуждающие эстетические чувства (213, с.18; 118, с.202).
Для воспитания художественно-эстетического восприятия, например у младших школьников, большое значение имеет использование приема сравнения при рассматривании произведений искусства и побуждение детей к их оценке, выражению собственного отношения
о том, что нравится и что не нравится в том или ином произведении.
Художественно-эстетическая оценка это установление художественноэстетической ценности предмета, явления действительности и произведения искусства; осознаваемый результат художественно-эстетического восприятия.
Этой оценке подлежат не только видимые, доступные непосредственно

[стр.,284]

0 центр «Лз», 1995, мирование художественно-эстетических идеалов и вкусов.
Оно проявляется в способности человека
вычле274с , с 202.
нять в явлениях действительности и искусства процессы, свойства, качества, пробуждающие эстетические чувства.
Художественно-эстетическое восприятие это непосредственное чувственноэмоциональное восприятие искусства и красоты действительности, способность к вычленению в них оттенков, качеств, свойств, процессов, порождающих эстетические переживание и чувства; психологическая основа эстетического отношения человека к окружающему миру, от полноты, глубины и яркости которого зависит формирование художественно-эстетических вкусов и идеалов.
ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ТВОРЧЕСТВО ЭСТЕТИЧЕСКОЕ ТВОРЧЕСТВО Ш.М Герман, ХТ это: талант + мастерство (умение влаВ К Скатерщнков деть материалом и законами конкрегного Беседы об эстетике, вида и жанра искусства) + общественная М Знание, 1970 188 с., с.
121.
Ю.А.Лукин В К.Скатертников Основы м/л эстетики.-М:Высш.
школа, 1977-287с., с 88 практика художника (связь с жизнью) + творческая фантазия + вдохновение.
ХТ и эстет восприятие родственны, тесно связаны, подчиняются одним и тем же зако* нам; коль скоро человек способен эстетически воспринимать окружающий его мир, он может эстетически воспринимать и худ.отражение этого мира ЭТ это такая особенность жизнедеятельности людей, которая проявляет себя в освоении и преобразовании мира и самого человека по познаваемым и развиваемым им законам красоты При этом сам процесс освоения и преобразования мира и самого человека также осуществляется в соответствии с требованиями законов красоты и эстетических идеалов Н И.Киященко, Н Л Лейзсров Эстет творчес гво (о проблеме эстет, творчества в соцкомм.обществе).М:3нание,1984,112 с., с 25.
Там же, с.273 В ХТ наиболее полно выражается эстет.отношение человека к действительности.
Ю.Б.Борев Эстетика-М.
Политиздат, 1981ХТ осуществляется художественно одаренной личностью или коллективом, на основе определенного худ метода; протекает в фор280

[Back]