67 анализировать произведения искусства и явления окружающей действительности с эстетической точки зрения. Для измерения уровня развития эстетической воспитанности Б.Т.Лихачев также применяет психологические, педагогические и социальные критерии, на которые мы будем опираться и при замере уровня развития художественно-эстетической воспитанности школьников. Итак, к психологическим критериям художественно-эстетической воспитанности учащихся можно отнести способность любования, эмоционального переживания, а также адекватного воссоздания в воображении художественных образов, их воспроизведение. О наличии этих способностей педагог может судить по тому, как часто и много воспитанник общается с искусством, насколько четко и точно он воспроизводит воспринятое, как он оценивает произведение искусства, насколько эмоционально откликается на него и правильно оценивает свое собственное психическое состояние после общения с ним. С помощью педагогических критериев становится возможным выявить и оценить уровень сформированности художественноэстетического идеала, художественного вкуса, определить степень развития способности к художественному образному мышлению и художественно-эстетическому творчеству, которые проявляются в свободном выборе ребенком произведений искусства для удовлетворения своих интересов и потребностей, в их художественноэстетической оценке и в результате его художественно-эстетического творчества. Социальные критерии художественно-эстетической воспитанности позволяют выявить наличие широких интересов к искусству, глубокой духовной потребности в общении с |
Возьмем за основу критерии природной основы эстетической воспитанности школьников Б.Т.Лихачева (213, с.159), который применял психологические, педагогические и социальные измерители, что, несомненно, подходит и для измерения уровня природной основы художественно-эстетической воспитанности. Итак, наиболее общими психологическими и педагогическими критериями развития природной основы художественно-эстетической воспитанности учащихся могут быть три основных показателя: степень развития зрительного восприятия, художественного мышления и художественно-творческих способностей. Кроме того, сюда же можно отнести и такие показатели, как умение различать форму и цвета, способность к творчески-изобразительному самовыражению и художественно-смысловой оценке образов. К социальным критериям развития природной основы художественноэстетической воспитанности школьников можно отнести, прежде всего, образование потребности и способности анализировать произведения искусства и явления окружающей действительности с эстетической точки зрения. Для измерения уровня развития эстетической воспитанности Б.Т.Лихачев также применяет психологические, педагогические и социальные критерии (213, с. 169), на которые мы будем опираться и при замере уровня развития художественно-эстетической воспитанности школьников. Итак, к психологическим критериям уровня художественно-эстетической воспитанности учащихся можно отнести способность любования, эмоционального переживания, а также адекватного воссоздания в воображении художественных образов, их воспроизведение. О наличии этих способностей педагог может судить по тому, как часто и много воспитанник общается с искусством, насколько четко и точно он воспроизводит воспринятое, как он оценивает произведение искусства, насколько эмоционально откликается на него и правильно оценивает свое собственное психическое состояние после общения с ним. С помощью педагогических критериев становится возможным выявить и оценить уровень сформированное™ художественно-эстетического идеала, художественного вкуса, определить степень развития способности к художественному образному мышлению и художественно-эстетическому творчеству, которые проявляются в свободном выборе ребенком произведений искусства для удовлетворения своих интересов и потребностей, в художественно-эстетической оценке их и в результатах его художественноэстетического творчества. Социальные критерии художественно-эстетической воспитанности позволяют выявить наличие широких интересов к искусству, глубокой духовной потребности в общении с произведениями искусства и эстетическими явлениями окружающей действительности. Общеизвестно, что развитие художественно-эстетической воспитанности разных учащихся (даже в группе одной возрастной категории и при аналогичных педагогических воздействиях) в зависимости от различных объективных и субъективных причин может быть различным. Поэтому, опираясь на теорию Б.Т.Лихачева (213, с.162), можно выделить следующие уровни художественно-эстетической воспитанности школьников: оптимальный, который предполагает нормальное развитие анализаторов, психических и эмоциональных процессов. Например, младший школьник, имеющий такой уровень художественноэстетической воспитанности может различать форму, оценивать цвета и их сочетания, с помощью рисунка передавать собственные переживания и видение мира; чувствовать и оценивать красоту природы, произведения изобразительного искусства (в рамках элементарных суждений: «нравится-не нравится»), свое поведение и поведение окружающих; специализированный, который приводит к некоторой односторонности в развитии, ибо деятельность ребенка только в одном каком-либо направлении (музыка, изобразительное искусство, 98 |