Проверяемый текст
Кадыйрова, Ляйсан Хабибулхаковна; Художественно-эстетическое воспитание учащихся 1-7 классов средствами татарского декоративно-прикладного искусства (Диссертация 1999)
[стр. 72]

72 педагогические и социальные критерии, направленные на развитие умений детей отбирать для собственного духовного потребления наиболее качественные произведения искусства, анализировать и критиковать их.
7.
Точно замеренное состояние художественно-эстетической образованности
позволило установить и своевременно устранить пробелы в знаниях учащихся, поднять уровень художественноэстетической культуры школьника.
Глава 2 ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ РЕАЛИЗАЦИИ ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ СРЕДСТВАМИ ПРОИЗВЕДЕНИЙ ТАТАРСКИХ ХУДОЖНИКОВ 2.1.
Организация художественно-эстетического воспитания младших школьников Для того чтобы изучить, в какой мере решается задача художественно-эстетического воспитания школьников (в том числе средствами произведений татарских художников) на практике и находит ли оно отражение в современных художественно-педагогических концепциях, необходимо было проведение соответствующего эмпирического исследования, изучение имеющегося педагогического опыта, а также действующих программ и методик художественноэстетического образования и воспитания.
Для выяснения состояния данной проблемы мы выделили следующие пути изучения художественно-эстетического воспитания
[стр. 2]

ОГЛАВЛЕНИЕ Стр.
Введение................................................................................................................
3-13 Глава 1.
Художественно-эстетическое воспитаниеучащихся £ как актуальная проблема их гармонического развития.................14-90 1.1.
Художественно-эстетическое воспитание одно из важных направлений эстетического воспитания..................................................14-27 1.2.
Роль и место народного декоративно-прикладного искусства в художественно-эстетическом воспитании............................................
27-44 1.3.
Педагогический потенциал татарского национального декоративноприкладного искусства в художественно-эстетическом воспитании учащихся...................................................................................................
45-77 1.4.
Особенности художественно-эстетического воспитания учащихся средствами татарского национального декоративно-прикладного искусства...................................................................................................
77-88 Выводы по Главе 1............................................................................................
88-90 Глава 2.
Научно-методическое обеспечение художественноэстетического воспитанияучащихся средствами татарского ^ декоративно-прикладного искусства..................................................
91-186 2.1.
Критерии художественно-эстетической воспитанности учащихся 91-100 2.2.
Анализ состояния художественно-эстетического воспитания школьников.................................................................................................
100-128 2.3.
Разработка содержания курса татарского декоративно-прикладного искусства в процессе художественно-эстетического воспитания учащихся......................................................................................................128-146 2.4.
Организация опытно-экспериментальной работы и ее результаты 146-182 Выводы по Главе 2............................................................................................
182-186 Заключение........................................................................................................187-193 Библиографический список использованной литературы............................
194-220 ф Приложения.......................................................................................................
221-290 №№ 1-14 Иллюстрации...........................................................................221-234 № 15 Программа...............................................................................235-262 № 16 Тематический план курса......................................................263-265 № 17 Разработка урока....................................................................266-268 №№ 18-25 Анкеты.....................................................................................
269-277 № 26 Схема к параграфу 1.1...........................................................
278-290 2

[стр.,92]

Прежде всего, на наш взгляд, важно изучить фактический ’уровень образованности учащихся в области искусства и художественной культуры, то есть уровень художественно-эстетической образованности.
(Если следовать сформулированному нами определению, то художественно-эстетическое образование есть процесс и результат освоения совокупности знаний, умений, навыков, мировоззренческих установок в области искусства, художественного творчества, достижение единства (но не тождества) художественно-вкусовых оценок, выработка научно-обоснованных критериев прекрасного, возвышенного, трагического, комического, безобразного, низменного).
Например, к окончанию начальных классов, учащиеся должны знать (как сказано в задачах современных программ по изобразительному искусству и художественному труду 149-152) отличительные признаки произведений живописи, графики, декоративно-прикладного искусства; иметь представление об особенностях портрета, натюрморта, пейзажа; научиться рассказывать о содержании рассматриваемого произведения изобразительного искусства; анализировать средства художественной выразительности.
Школьники средних классов, кроме того, должны знать характерные особенности архитектуры, скульптуры; первоначальные сведения о творчестве русских, нерусских и зарубежных художников, скульпторов, архитекторов, т.е.
минимум национальной и мировой художественной классики; иметь представление о самобытном искусстве различных народов; уметь рассуждать и приводить собственные, убедительные доводы по поводу просмотренного произведения изобразительного искусства; анализировать художественные средства изображения действительности в искусстве, т.е.
осмыслить и усвоить такие понятия, как композиция произведения, его сюжет, художественный образ, перспектива и т.д.
Точно замеренное состояние художественно-эстетической образованности
позволит установить и своевременно устранить пробелы в знаниях учащихся, поднять уровень художественно-эстетической культуры каждого школьника.
92

[стр.,100]

качественные произведения искусства, анализировать и критически оценивать их.
Кроме того, если еще развивать способности к художественноэстетическому творчеству, научить ребенка создавать собственный, новый, еще небывалый образ, развивать художественно-эстетическое восприятие и художественное мышление, то становится возможным поднять уровень художественно-эстетической воспитанности учащихся на более высокую ступень развития.
♦ Однако, может быть уровень развития художественно-эстетической воспитанности современных школьников достаточно высок и удовлетворяет требованиям вышеизложенных критериев? Ответом на этот вопрос послужит следующий параграф, посвященный анализу состоянш художественно-эстетического воспитания школьников.
2.2.
Анализ состояния художественно-эстетического воспитания школьников Для того, чтобы изучить, в какой мере решается задача художественноэстетического воспитания школьников (в том числе, средствами татарского декоративно-прикладного искусства) на практике и находит ли отражение в современных художественно-педагогических концепциях, необходимо было проведение соответствующего эмпирического исследования, изучение имеющегося педагогического опыта, а также действующих программ и методик художественно-эстетического образования и воспитания.
Для выяснения состояния данной проблемы мы выделили следующие пути изучения художественно-эстетического воспитания
школьников (в том числе, и средствами татарского декоративно-прикладного искусства) современных школ: получение представления об общем уровне художественно-эстетической воспитанности учащихся (в том числе, и средствами татарского декоративно-прикладного искусства);

[Back]