81 ценность оставляют желать лучшего и зачастую не способствуют развитию эстетической воспитанности подрастающего поколения; 3) лишь чуть больше половины опрошенных школьников посещают музыкальные и художественные школы, хореографические кружки, различные спортивные секции; значительная же часть младших школьников и подростков предоставлены сами себе и свободное время проводят либо за просмотром иногда не совсем детских телепередач и видеокассет компьютера, либо (что еще хуже) на улице, где одна безнравственность. Однако следует отметить, что наибольший интерес представляли для нас данные следующего анкетирования, которое было проведено с целью изучения исходного знания учащимися 1-3 классов особенностей и народных традиций татарской национальной культуры (см. анкеты в приложениях №2). Первый вопрос вышеуказанной анкеты был посвящен татарским народным праздникам. Больше половины учащихся начальных классов (58%) назвали Сабантуй, 70 человек (23%) назвали еще Корбан Бэйрэм. Такие праздники татарского народа, как Науруз, Карга туе, Сорэн бэйрэмэ и т.д. не сумел назвать никто. Ответы школьников средних классов выглядели чуть лучше: Сабантуй назвал почти каждый ученик, 43% учащихся знают Корбан Бэйрэм, 21% назвали праздник Науруз; однако, лишь немногие сумели описать их и объяснить, чему они посвящены. Ответ на следующие вопросы содержал информацию о знании школьниками татарских народных сказок и стихов. Что касается сказок, то результаты опроса показали, что учащиеся знакомы с этим жанром фольклора. Около 80% опрошенных детей назвали по 2-4 сказки, остальные вспомнили 5-6. Однако некоторые из названых сказок не |
Следовательно, знание современными школьниками произведений изобразительного искусства и художников оставляют желать лучшего. Связано, это прежде всего с тем, что уроки изобразительного искусства все так же считаются второстепенными, на них выделено незначительное количество учебного времени (1, реже 2 часа в неделю), от чего, естественно, страдает и качество преподавания, кроме того, недостаточное внимание изобразительному искусству уделяется и в семье. Таким образом, анализпроведенного анкетного опроса по изучению общей эстетической культуры учащихся 1-7 классов позволил сделать следующие малоутешительные выводы: 1) учащиеся мало читают художественную литературу (за исключением произведений, заданных учителем), редко посещают выставки художников, драматические театры, не интересуются изобразительным искусством, почти не знакомы с оперой, симфонией и балетом; 2) среди различных видов искусства школьники отдают предпочтение киноискусству (чаще всего западного производства) и музыке (в основном, современной эстраде, которая не совсем соответствует детскому возрасту). Однако, их качество, содержание, эстетическая ценность оставляют желать лучшего и зачастую не способствуют развитию эстетической воспитанности подрастающего поколения; 3) лишь чуть больше половины опрошенных школьников посещают музыкальные и художественные школы, хореографические кружки, различные спортивные секции; значительная же часть младших школьников и подростков предоставлены сами себе и свободное время проводят либо за просмотром иногда не совсем детских телепередач и видеокассет, либо (что еще хуже) на улице. Однако, следует отметить, что наибольший интерес представляли для нас данные следующего анкетирования, которое было проведено с целью изучения исходного знания учащимися 1-7 классов особенностей и традиций татарской национальной культуры (см. анк. в прил.№№ 20, 21). 107 Итак, первый вопрос вышеуказанной анкеты был посвящен татарским народным праздникам. Больше половины учащихся начальных классов (78%) назвали Сабантуй, 68 человек (23%) назвали еще Корбан бэйрэм. Такие праздники татарского народа, как Науруз, Карга туе, Сорэн бэйрэме и т.д. не сумел назвать никто. Ответы школьников средних классов выглядели чуть лучше: Сабантуй назвал почти каждый ученик, 43% учащихся знают Корбан бэйрэм, 21% назвали праздник Науруз; однако, лишь немногие сумели описать их и объяснить, чему они посвящены. Ответ на следующие вопросы содержал информацию о знании школьниками татарских народных сказок и стихов. Что касается сказок, то результаты опроса показали, что учащиеся, можно сказать, знакомы с этим жанром фольклора. Около 80% опрошенных детей назвали по 2-4 сказки, остальные вспомнили 5-6. Однако, некоторые из названных сказок не являются народными; например, школьники часто упоминают произведения Г.Тукая, А.Алиша. Большинство названных сказок включены в школьную программу, например, такие, как: «Гали белэн кэжэ» («Гали и коза»), «Шурале», «Су анасы» («Водяная»), «Чуар тавык» («Пестрая курица»), «Соткэ тошкэн тычкан» («Про мышь, упавшую в молоко») и т.д. Таким образом, учащиеся чаще всего называют волшебные сказки и сказки про животных. Здесь следует отметить, что иногда в ответах на этот вопрос, школьники упоминали и русские народные сказки, а также произведения A.C.Пушкина, А.Толстого, Г.Андерсена. Что касается татарских стихов, то их знают практически все учащиеся. В основном, дети упоминают стихи, с которыми они знакомятся на уроках это литературные произведения таких известных татарских поэтов, как М.Джалиль, Г.Тукай, А.Алиш. Младшие школьники при ответе на 4 вопрос анкеты также чаще всего называли фамилии тех писателей и поэтов, с чьим творчеством их знакомили на уроке это Х.Такташ, З.Нури, М.Джалиль, А.Алиш, Г.Тукай, Ш.Галиев, К.Насыйри. Следующий вопрос касался татарских народных песен. Среди названных чаще всего встречались музыкальные произведения современных татарских 108 |