Проверяемый текст
Кадыйрова, Ляйсан Хабибулхаковна; Художественно-эстетическое воспитание учащихся 1-7 классов средствами татарского декоративно-прикладного искусства (Диссертация 1999)
[стр. 82]

82 являются народными.
В основном, дети упоминают стихи, с которыми они знакомятся на уроках.
Это литературные произведения таких известных татарских поэтов, как М.Джалиль, Г.Тукай, А.Алиш.
Младшие школьники при ответе на 4 вопрос анкеты также чаще всего называли фамилии тех писателей и поэтов, с чьим творчеством их знакомили на уроке это Х.Такташ, З.Нури, М.Джалиль, А.Алиш, Г.Тукай, Ш.Галиев,
К.Насыри..
И, наконец, последние вопросы были посвящены татарским художникам и их произведениям.
К сожалению, как показали результаты анкетирования, современные школьники мало знакомы с их творчеством: всего 4% (12 человек из 297) младших школьников и 9% (42 человека из 461) учащихся средних классов смогли назвать по 1-2 фамилии татарских художников; причем, назвать их произведения не смог никто.
Среди упомянутых в основном встречаются
Б.Урманче и Х.Якупов.
На вопрос о посещении выставок татарских художников утвердительно ответили только 4%
(18 человек из 461) подростков; причем, сказать, на чьей выставке они были, затруднились.
Итак, подводя итоги
проведенному анкетированию среди учащихся 1-3 классов, со всей определенностью можно сказать, что познания современных школьников в области татарской национальной культуры и искусства, к сожалению, имеют очень низкий уровень: значительная часть учащихся мало знакома с фольклором, народными праздниками татарского народа и почти не знает его художников.
Общеизвестно, что если родители свои духовные потребности удовлетворяют, в основном, слушанием произведений современной эстрады и просмотром различных телепередач (обычно развлекательного характера), то, как правило, их дети также ни разу не
[стр. 108]

Итак, первый вопрос вышеуказанной анкеты был посвящен татарским народным праздникам.
Больше половины учащихся начальных классов (78%) назвали Сабантуй, 68 человек (23%) назвали еще Корбан бэйрэм.
Такие праздники татарского народа, как Науруз, Карга туе, Сорэн бэйрэме и т.д.
не сумел назвать никто.
Ответы школьников средних классов выглядели чуть лучше: Сабантуй назвал почти каждый ученик, 43% учащихся знают Корбан бэйрэм, 21% назвали праздник Науруз; однако, лишь немногие сумели описать их и объяснить, чему они посвящены.
Ответ на следующие вопросы содержал информацию о знании школьниками татарских народных сказок и стихов.
Что касается сказок, то результаты опроса показали, что учащиеся, можно сказать, знакомы с этим жанром фольклора.
Около 80% опрошенных детей назвали по 2-4 сказки, остальные вспомнили 5-6.
Однако, некоторые из названных сказок не являются народными; например, школьники часто упоминают произведения Г.Тукая, А.Алиша.
Большинство названных сказок включены в школьную программу, например, такие, как: «Гали белэн кэжэ» («Гали и коза»), «Шурале», «Су анасы» («Водяная»), «Чуар тавык» («Пестрая курица»), «Соткэ тошкэн тычкан» («Про мышь, упавшую в молоко») и т.д.
Таким образом, учащиеся чаще всего называют волшебные сказки и сказки про животных.
Здесь следует отметить, что иногда в ответах на этот вопрос, школьники упоминали и русские народные сказки, а также произведения A.C.Пушкина, А.Толстого, Г.Андерсена.
Что касается татарских стихов, то их знают практически все учащиеся.
В основном, дети упоминают стихи, с которыми они знакомятся на уроках это литературные произведения таких известных татарских поэтов, как М.Джалиль, Г.Тукай, А.Алиш.
Младшие школьники при ответе на 4 вопрос анкеты также чаще всего называли фамилии тех писателей и поэтов, с чьим творчеством их знакомили на уроке это Х.Такташ, З.Нури, М.Джалиль, А.Алиш, Г.Тукай, Ш.Галиев,
К.Насыйри.
Следующий вопрос касался татарских народных песен.
Среди названных чаще всего встречались музыкальные произведения современных татарских 108

[стр.,109]

композиторов, например, такие, как «Эх, сез, матур кызлар», «Эх, Кукмара, Кукмара», «Энием бэйрэме».
Лишь 28% (212 человек) опрошенных детей назвали татарские народные песни «И туган тел», «Ай, былбылым», «Эпипэ».
Лишь 6% подростков в ответе на 5 вопрос анкеты о татарских композиторах назвали по одной фамилии (Ф.Яруллин), остальные оставили этот вопрос без ответа.
И, наконец, последние вопросы были посвящены татарским художникам и их произведениям.
К, сожалению, как показали результаты анкетирования, современные школьники мало знакомы с их творчеством: всего 4% (12 человек из 297) младших школьников и 9% (42 человека из 461) учащихся средних классов смогли назвать по 1-2 фамилии татарских художников; причем, назвать их произведения не смог никто.
Среди упомянутых в основном встречаются
Б.Урмаяче и Х.Якупов.
На вопрос о посещении выставок татарских художников утвердительно ответили только 4%
(19 человек из 461) подростков; причем, сказать, на чьей выставке они были, затруднились.
Итак, подводя итоги
проведенного анкетирования среди учащихся 1-7 классов, со всей определенностью можно сказать, что познания современных школьников в области татарской национальной культуры и искусства, к сожалению, имеют очень низкий уровень; значительная часть учащихся мало знакома с фольклором, народными праздниками татарского народа и почти не знает его художников.
Параллельно проводилось анкетирование родителей учащихся, т.к.
уровень развития эстетической воспитанности ребенка во многом зависит от микроклимата семьи, от того, какие условия были созданы для его духовного развития.
Всего анкетированием (с.м.анк.в прил.
№ 22) было охвачено 157 родителей (48 мужчин и 109 женщин), занимающие различное социальное положение; 59% составляла интеллигенция, 16% домохозяйки и временно неработающие, 5% 109

[стр.,110]

пенсионеры, остальные 20% служащие предприятий и рабочие.
Из опрошенных 23% семей являются неполными.
Общеизвестно, что если родители свои духовные потребности удовлетворяют, в основном, слушанием произведений современной эстрады и просмотром различных телепередач (обычно развлекательного характера), то, как правило, их дети также ни разу не
были в театрах, выставках, в опере, художественной галерее и обычно ничем не увлекаются вне школы.
И, напротив, если свободное время проводится в семье разнообразно и с пользой для духовного и физического развития ребенка (посещение выставок, музеев, театров, совместные лыжные прогулки, катания на коньках и т.д.), то и дети любят заниматься музыкой, искусством, спортом, танцами и т.д., т.е.
вырастают здоровыми физически и развитыми духовно.
Такую же прямую зависимость уровня развития эстетической воспитанности учащихся от образа жизни их родителей показали и результаты опроса.
Так, дети родителей, которые любят проводить свободное время вместе, всей семьей, за чтением книг, посещением выставки, музея, театра или просто прогуливаясь по городскому парку (таких семей оказалось 62%), гораздо чаще бывали на спектаклях, выставках, концертах и, естественно, лучше разбираются в литературе, музыке и изобразительном искусстве, т.е.
уровень их художественно-эстетической воспитанности выше, чем у остальных.
На вопрос о любимом музыкальном произведении и исполнители 64% опрошенных семей, в основном, назвала современные эстрадные песни и их исполнителей (А.Пугачева, Д.Маликов, Ф.Киркоров, С.Ротару, Э.Пьеха и другие), кроме того, были названы и имена татарских исполнителей (А.Авзалова, С.Фатхетдинов, А.Галимов, И.Шакиров, З.Сунгатуллина и другие).
Остальная часть родителей, отвечая на этот вопрос, назвала любимыми, наряду с эстрадными песнями, и произведения классики («Лунная соната», «Времена года» и другие).
Отвечая на вопрос о любимом художнике, большинство (84%) родителей назвали известных русских художников (И.И.Шишкин, В.А.Серов, п о

[Back]