Проверяемый текст
Кадыйрова, Ляйсан Хабибулхаковна; Художественно-эстетическое воспитание учащихся 1-7 классов средствами татарского декоративно-прикладного искусства (Диссертация 1999)
[стр. 84]

84 вышеизложенные результаты опроса учащихся) оказались малоутешительными.
В чем же причина столь низкого уровня художественноэстетической воспитанности наших детей? Почему они не знают и практически не тянутся к познанию своих культурно-исторических традиций, своих корней? Может быть ответ в педагогах?...
Чтобы выяснить это, мы посчитали необходимым обратиться к практическому опыту учителей, непосредственно занимающихся вопросами художественно-эстетического воспитания и образования учащихся средних общеобразовательных школ.
В частности, к преподавателям изобразительного искусства.
С этой целью был проведен опрос
32 учителей г.г.
Казани, Лениногорска, из них пять человек имеют опыт работы более двадцати лет, семь человек более десяти лет, одиннадцать человек более пяти лет, остальные девять менее пяти лет преподают уроки изобразительного искусства в школе.
Результаты опроса показали, что учителя стараются использовать на своих уроках произведения фольклора.
Например, учитель рисования средней школы-гимназии №
18 часто использует пословицы, поговорки, загадки, частушки русского народа; преподаватель изобразительного искусства средней школы №110 г.
Казани Чучев A.A.
обращается к народной игрушке (дымковской, филимоновской, каргопольской и т.д.); учитель
изоискусства и черчения школы №10, детская художественная школа №1, учитель декоративно-прикладного искусства Тишинкова H.H.
применяет на своих уроках произведения народной росписи (Жостово, Хохлома, Городец и т.д.).
Однако татарский народный фольклор, как и татарское национальное декоративно-прикладное искусство,
живопись, графика, скульптура, дизайн, используются на уроках недостаточно.
Например,
[стр. 111]

А.Айвазовский, В.Васильев и другие), остальные оставили этот вопрос без ответа.
Из ответивших лишь 14 человек назвали Б.Урманче, Т.Хажиэхмета, Х.Якупова.
Таким образом, проведенный среди родителей опрос позволил сравнить результаты анкетирования детей и опроса их родителей.
Это, в свою очередь, помогло сделать объективные выводы об уровне художественно-эстетической воспитанности современных школьников и об их познаниях в области национальных традиций, культуры и искусства татарского народа, которые, к сожалению, (если учитывать вышеизложенные результаты опроса учащихся), оказались, мягко говоря, малоутешительными.
В чем же причина столь низкого уровня художественно-эстетической воспитанности наших детей? Почему они не знают и практически не тянутся к познанию своих культурно-исторических традиций, своих корней? Может быть ответ в педагогах?...
Чтобы выяснить это, мы посчитали необходимым обратиться к практическому опыту учителей, непосредственно занимающихся вопросами художественно-эстетического воспитания и образования учащихся средних общеобразовательных школ.
В частности, к преподавателям изобразительного искусства.
С этой целью был проведен опрос
(см.анк.в прил.
№ 23) 32 учителей гг.Набережные Челны и Азнакаево; из них пять человек имеют стаж работы более двадцати лет, семь человек более десяти лет, одиннадцать человек более пяти лет, остальные девять менее пяти лет преподают уроки изобразительного искусства в школе.
Результаты опроса показали, что учителя стараются использовать на своих уроках произведения фольклора, например, учитель рисования средней школы №44
г.
Набережные Челны Рой Н.Б.
часто использует пословицы, поговорки, загадки, частушки русского народа; преподаватель изо
средней школы №6 г.
Набережные Челны Баруздина В.Н.
обращается к народной игрушке (дымковской, филимоновской, каргопольской и т.д.); учитель
рисования и черчения школы-гимназии №3 г.
Набережные Челны 1 1 1

[стр.,112]

Шайхлисламов А.Х.
применяет на своих уроках произведения народной росписи (Жостово, Хохлома, Городец и т.д.).
Однако, татарский народный фольклор, как и татарское национальное декоративно-прикладное искусство,
используется на уроках недостаточно.
Например, на уроках во 2-ом классе по изобразительному искусству в Азнакаевской школе-гимназии №8 учитель Зарипова А.Ф.
при изучении темы «Кеше характерын курсэтэ торган кием» («Одежда, раскрывающая характер человека»), хотя и ведет урок на татарском языке, опирается на материалы русского народного костюма.
Мотивирует она это отсутствием методической литературы по изучению татарского национального декоративно-прикладного искусства; поэтому, хотя учитель и знакомит учащихся с основными понятиями татарской национальной культуры, делает она это нерегулярно, спонтанно и вне связи с другими учебными предметами художественно-эстетического цикла.
Учитель изо средней школы №5 г.Азнакаево Нугманова Г.М.
(методист, председатель методического объединения по изо искусству) татарское декоративно-прикладное искусство (элементы орнамента, вышивки, национального костюма и т.п.) вводит только с 7-го класса; семиклассники занимаются вышивкой, изготовлением ювелирных украшений и костюма, в конце года пишут и защищают реферат об известных (русских!) художниках.
Как видно, в преподавании татарского декоративно-прикладного искусства этого учителя также отсутствует системный и последовательный подход ученики получают знания урывками, многое (художественная керамика, обработка металла, особенности архитектуры татарского народа и т.д.) ими совсем не изучается.
При школе-гимназии №4 г.
Набережные Челны (эта школа считается авторской школой индивидуального развития личности) существует школа искусств (ее завуч Запорожан О.В.), которая работает по программе Б.М.Неменского по четырем направлениям: искусство, хореография, театр и музыка.
«Татарское искусство» (преподаватель Коротаева Т.М.) учащиеся начинают изучать со 2

[Back]