Проверяемый текст
Кадыйрова, Ляйсан Хабибулхаковна; Художественно-эстетическое воспитание учащихся 1-7 классов средствами татарского декоративно-прикладного искусства (Диссертация 1999)
[стр. 86]

86 народа.
Но в то же время, как показала индивидуальная беседа, они считают, что для достижения хотя бы небольшого положительного результата в приобщении учащихся к национальной культуре, в первую очередь необходимо наличие педагогической и методической литературы по изучению школьниками татарского декоративноприкладного искусства,
живописи, скульптуры, графики, дизайна, архитектуры Татарстана.
На вопрос «Проводите ли Вы интегрированные уроки?» 73%
респондентов ответили положительно, однако, чаще всего они называют межпредметные связи лишь между изобразительным искусством и музыкой, изоискусством и трудом, только 12% опрошенных учителей назвали темы проведенных ими интегрированных уроков по изобразительному искусству и литературе, 9% изобразительному искусству и родному языку, 6% изобразительному искусству и истории, 4% изобразительному искусству и биологии; 5% изобразительному искусству и татарскому и иностранному языкам.
Таким образом, результаты бесед и проведенного письменного опроса учителей
изобразительного искусства выявили недостаточное использование ими на уроках традиций татарского декоративноприкладного искусства и других жанров татарского фольклора (народных песен, сказок, пословиц, загадок, поговорок и т.д.), приобщение учащихся к которым способствует развитию их художественно-эстетической воспитанности, формированию национального самосознания, любви и уважения к культурноисторическим традициям народным промыслам своего народа.
Кроме того, следует отметить, что (как показало проведенное анкетирование,
тестирование) учителя также недостаточно используют задания творческого, поискового характера, так необходимые для развития
[стр. 113]

го и заканчивают его изучение в 7-ом классе.
Второклассники вышивают полотенца, салфетки, знакомятся с элементами орнамента татарского народа; в третьем классе изучается искусство .узорного ткачества; учащиеся пятого и шестого классов изготовляют настенное панно либо небольшой коврик по типу безворсового ковра и в седьмом классе школьники пишут реферат по одному из видов татарского искусства с последующим оформлением планшета по этой теме.
Таким образом, программы в преподавании учащимся татарского искусства, как таковой, нет и в этой школе.
Учителя изобразительного искусства (Тумутукской средней школы Азнакаевского района Шайгарданова Л.М., Азнакаевской средней школы №1 Хафизова В.Р.
и №6 Васильева Ф.С., Учаллинской средней школы Азнакаевского района Кадыров С.А., Урманаевской средней школы Азнакаевского района Набиева С.М.) самостоятельно используют на своих уроках основные понятия жанров татарского декоративно-прикладного искусства (вышивка, орнамент, золотое шитье, тюбетейка, калфак, кожаная мозаика и т.д.), время от времени знакомят учащихся с культурноисторическими традициями татарского народа.
Но в то же время, как показала индивидуальная беседа, они считают, что для достижения хотя бы небольшого положительного результата в приобщении учащихся к национальной культуре, в первую очередь, необходимо наличие педагогической и методической литературы по изучению школьниками татарского декоративно-прикладного искусства.

На вопрос «Проводите ли Вы интегрированные уроки?» 73%
респодентов ответили положительно, однако, чаще всего они называют межпредметные связи лишь между изобразительным искусством и музыкой, изо искусством и трудом, только 12% опрошенных учителей назвали темы проведенных ими интегрированных уроков по изобразительному искусству и литературе, 9% изобразительному искусству и родному языку, 6% изобразительному искусству и истории.


[стр.,114]

Таким образом, результаты бесед и проведенного письменного опроса учителей изобразительною искусства выявили недостаточное использование ими на уроках традиций татарского декоративно-прикладного искусства и других жанров татарскою фольклора (народных песен, сказок, пословиц, загадок, поговорок и т.д.), приобщение учащихся к которым способствует развитию их художественно-эстетической воспитанности, формированию национального самосознания, любви и уважения к культурно-историческим традициям своего народа.
Кроме того, следует отметить, что (как показало проведенное анкетирование)
учителя также недостаточно часто используют задания творческого, поискового характера, так необходимые для развития художественно-творческих способностей школьников и совместную художественно-эстетическую деятельность учащихся (коллективные работы), способствующую развитию чувства долга, ответственности, взаимопомощи, умения человека соотносить свою деятельность с требованиями коллектива (это, на наш взгляд, сегодня особенно недостает нашей молодежи).
Итак, первым этапом констатирующего эксперимента явилось проведение бесед и анкетирование учащихся 1-7 классов, их родителей и учителей изобразительного искусства школ гг..
Набережные Челны, Азнакаева и Азнакаевского района с целью анализа состояния проблемы художественноэстетического воспитания современных школьников (в том числе и средствами татарского декоративно-прикладного искусства).
Полученные не совсем высокие результаты подтолкнули нас к исследованию содержания обучения учащихся по изобразительному искусству.
Таким образом, следующим этапом констатирующего эксперимента стало изучение современных программ по художественно-эстетическому воспитанию учащихся средних общеобразовательных школ.
В последние несколько лет появилось множество новых программ по изобразительному искусству (и декоративному труду) и различных спецкурсов для средней общеобразовательной школы, и учителя получили возможность широкого выбора.
Мы же рассмотрим лишь те из них, которые посвящены 114

[стр.,184]

к которым способствует развитию их художественноэстетической воспитанности, формированию национального самосознания, любви и уважения к культурно-историческим традициями своего народа; в существующих программах уделено недостаточное внимание народному (в частности, татарскому) декоративно-прикладному искусству; в проанализированных программах рассмотрены не* все аспекты содержания татарского декоративно-прикладного искусства; не разработаны формы, методы и приемы художественноэстетического воспитания школьников средствами татарского декоративно-прикладного искусства.
3).
Исходными положениями разработанной нами программы изучения учащимися 1-7 классов татарского декоративно-прикладного искусства являются: доступность содержания программы возрастным особенностям школьников; разнообразие и соответствие изучаемого материала интересам, вкусам и потребностям учащихся; системность и постепенное усложнение материала как в течении одного года, так и по прошествии всего периода обучения; развитие художественно-творческих способностей учащихся в процессе изучения татарского декоративно-прикладного искусства; использование не только индивидуальной, но и коллективной формы работы с учащимися; обеспечение межпредметных связей и связи школьного и семейного воспитания в процессе приобщения подрастающего поколения к национальной культуре и искусству татарского народа.
184

[Back]