Проверяемый текст
Кадыйрова, Ляйсан Хабибулхаковна; Художественно-эстетическое воспитание учащихся 1-7 классов средствами татарского декоративно-прикладного искусства (Диссертация 1999)
[стр. 87]

87 художественно-творческих способностей школьников, и совместную художественно-эстетическую деятельность учащихся (коллективные работы), способствующую развитию чувства долга, ответственности, взаимопомощи, умению человека соотносить свою деятельность с требованиями коллектива.
Это, на наш взгляд, сегодня особенно недостает
молодежи.
Итак, первым этапом констатирующего эксперимента явилось проведение бесед,
анкетирование и тестирование учащихся младших классов, их родителей и учителей изобразительного искусства школ г.
Казани с целью анализа состояния проблемы художественноэстетического воспитания современных школьников.
Полученные результаты подтолкнули нас к исследованию содержания обучения учащихся изобразительному искусству, начиная с младшего возраста.
Следующим этапом констатирующего эксперимента стало изучение современных программ по художественно-эстетическому воспитанию учащихся средних общеобразовательных школ,
детских художественных школ, детской архитектурной школы, учреждений дополнительного образования.
В последние несколько лет появилось множество новых программ по изобразительному искусству (и декоративному труду) и различных спецкурсов для средней общеобразовательной школы, и учителя получили возможность широкого выбора.
Мы же рассмотрим лишь те из них, которые посвящены
вопросам нравственного, эстетического, художественного воспитания учащейся молодежи (в том числе и средствами народного искусства): программу «Изобразительное искусство и художественный труд.
1-9 классы» Б.М.Неменского, программу «Изобразительное искусство.
1-9 классы» В.С.Кузина; программу «Изобразительное искусство.
Основы народного и
[стр. 114]

Таким образом, результаты бесед и проведенного письменного опроса учителей изобразительною искусства выявили недостаточное использование ими на уроках традиций татарского декоративно-прикладного искусства и других жанров татарскою фольклора (народных песен, сказок, пословиц, загадок, поговорок и т.д.), приобщение учащихся к которым способствует развитию их художественно-эстетической воспитанности, формированию национального самосознания, любви и уважения к культурно-историческим традициям своего народа.
Кроме того, следует отметить, что (как показало проведенное анкетирование) учителя также недостаточно часто используют задания творческого, поискового характера, так необходимые для развития художественно-творческих способностей школьников и совместную художественно-эстетическую деятельность учащихся (коллективные работы), способствующую развитию чувства долга, ответственности, взаимопомощи, умения человека соотносить свою деятельность с требованиями коллектива (это, на наш взгляд, сегодня особенно недостает нашей молодежи).
Итак, первым этапом констатирующего эксперимента явилось проведение бесед
и анкетирование учащихся 1-7 классов, их родителей и учителей изобразительного искусства школ гг..
Набережные Челны, Азнакаева и Азнакаевского района с целью анализа состояния проблемы художественноэстетического воспитания современных школьников (в том числе и средствами татарского декоративно-прикладного искусства).
Полученные не совсем высокие результаты подтолкнули нас к исследованию содержания обучения учащихся по изобразительному искусству.
Таким образом, следующим этапом констатирующего эксперимента стало изучение современных программ по художественно-эстетическому воспитанию учащихся средних общеобразовательных школ.
В последние несколько лет появилось множество новых программ по изобразительному искусству (и декоративному труду) и различных спецкурсов для средней общеобразовательной школы, и учителя получили возможность широкого выбора.
Мы же рассмотрим лишь те из них, которые посвящены
114

[стр.,115]

вопросам нравственного, эстетического, художественного, художественноэстетического воспитания учащейся молодежи (в том числе и средствами народного искусства): Программу «Изобразительное искусство и художественный труд.
1-9 классы» Б.М.Неменского, Программу «Изобразительное искусство.
1-9 классы» В.С.Кузина, Программу «Изобразительное искусство.
Основы народного и
декоративно-прикладного искусства» (для школ с углубленным изучением предметов художественноэстетического цикла 1-4; 5-8 классы), «Примерные программы по обучению учащихся изготовлению изделий народных художественных промыслов.
5-11 классы», Программу «Трудовое обучение.
Технология.
1-4; 5-11 кл.», Программу для татарских школ «Сынлы сэнгать дэреслэре» (94, с.73), Программу курса «Народная культура» под редакцией А.Аминова (12, с.46), «Программу изучения татарской культуры, воспитания национального самосознания.
1-Х1 класс» автора-составителя Н.М.Гизатуллиной.
Особый интерес в вышеуказанных программах для нас представляла проблема художественно-эстетического воспитания школьников средствами народного (в том числе, татарского) декоративно-прикладного искусства.
Наиболее известной и распространенной является программа, составленная Б.М.Неменским, который целью преподавания изобразительного искусства в общеобразовательной школе считал «формирование художественной культуры учащихся как неотъемлемой части культуры духовной» (149, с.1) и подчеркивал, что «знакомство с народным, крестьянским декоративным искусством, которое наиболее полно хранит и передает новым поколениям национальные традиции, выработанные народом формы эстетического отношения к миру, является особенно важным для формирования мировоззрения» школьников (149, с.
127).
Однако, изучение традиций народного декоративно-прикладного искусства (в основном, русского), особенностей декоративного искусства разных времен данная программа предполагает лишь на седьмом году обучения; тема 7-го класса так и называется: «Декоративно-прикладное искусство и жизнь человека».
На наш

[Back]