Проверяемый текст
Кадыйрова, Ляйсан Хабибулхаковна; Художественно-эстетическое воспитание учащихся 1-7 классов средствами татарского декоративно-прикладного искусства (Диссертация 1999)
[стр. 89]

89 Главной целью художественного образования по программе, разработанной В.С.Кузиным, является «формирование духовной культуры личности, приобщение к общечеловеческим ценностям, овладение национальным культурным наследием».
Народное искусство автор программы называет «мощным средством эстетического, трудового и патриотического воспитания» [150].

Изучение самобытного народного творчества начинается в первом классе (на примере дымковской игрушки, Городецкой росписи, гжельской керамики, русской народной вышивки и хохломской росписи); во 2-ом классе учащиеся продолжают изучать русскую народную вышивку, гжельскую керамику, Городецкую роспись и знакомятся с полхов-майданской росписью; в 3-ем классе знакомятся с русской матрешкой и кружевом, жостовскими подносами, продолжают изучать хохломскую роспись; в 4ом классе изучают народную художественную резьбу по дереву, знакомятся с русским пряником, лаковой миниатюрой из Палеха.

Таким образом, данная программа предусматривает изучение народного декоративно-прикладного искусства, начиная с 1-го и заканчивая в
8-ом классе.
Однако знакомство учащихся с народным творчеством происходит, в основном, на примере русского декоративноприкладного искусства: с творчеством мастеров родного края впервые школьники знакомятся лишь на 3-ем году обучения, а местные национальные традиции в
декоративно-прикладной искусстве учащиеся изучают только начиная с 7-го класса.
Кроме того, следует отметить, что среди перечисленных художественных ремесел народов России, предусматриваемых для их изучения в 9-ом классе, традиционные произведения татарского декоративно-прикладного искусства не упоминаются.
[стр. 116]

взгляд, для того, чтобы узнать и полюбить народное декоративно-прикладное искусство (в том числе и татарское), оно должно изучаться в течении всего периода обучения, в том числе и в начальной школе.
Главной целью художественного образования по программе, разработанной В.С.Кузиным, является «формирование духовной культуры личности, приобщение к общечеловеческим ценностям, овладение национальным культурным наследием»
(150, с.1).
Народное искусство автор программы называет «мощным средством эстетического, трудового и патриотического воспитания» (150,
с.6).
Изучение самобытного народного творчества начинается в первом классе (на примере дымковской игрушки, городецкой росписи, гжельской керамики, русской народной вышивки и хохломской росписи); во 2-ом классе учащиеся продолжают изучать русскую народную вышивку, гжельскую керамику, городецкую роспись и знакомятся с полхов-майданской росписью; в 3-ем классе знакомятся с русской матрешкой и кружевом, жостовскими подносами, продолжают изучать хохломскую роспись; в 4-ом классе изучают народную художественную резьбу по дереву, знакомятся с русским пряником, лаковой миниатюрой из Палеха;
задачей 5-го года обучения (по рассматриваемой программе) является «углубление знаний школьников о народном декоративно-прикладном искусстве путем сопоставления примеров народной керамики Скопина, Опошни с образцами устного фольклора, в процессе ознакомления с сюжетно-декоративной народной росписью прялки замечательного образца русского народного искусства» (150, с.77); 6-й год обучения посвящен «систематизации знаний учащихся о народном и современном декоративно-прикладном искусстве, дальнейшему развитию декоративного творчества детей, углублению представлений о народном искусстве как особом типе народного творчества в системе культуры» (150, с.104); 7-миклассники изучают местные традиции в изобразительном и декоративно-прикладном искусстве; учащиеся 8-го класса выпорлняют декоративные работы в стиле традиционных народных промыслов Россини и местных народных промыслов, конструируют современную одежду с п б

[стр.,117]

учетом национальных традиций; наконец, 9-й год обучения посвящен «изучению традиционных художественных ремесел народов Российской Федерации: изделия из цветного камня Алтайского края, инкрустированные изделия из дерева и ковры Амурской области, художественные изделия из рога, кости, бересты, дерева Архангельской области, изделия из дерева, лозы, из ткани с росписью, ковровые изделия Башкирии, сувениры из дерева и рога белгородской области, ювелирные изделия, сувениры из рога, кости Бурятии, строчевышитые изделия, лаковая живопись, ювелирные изделия Владимирской области, ковры, керамика, вязаные джурабы, ювелирные изделия Дагестана, ворсовые ковры, керамика Кабардино-Балкарии, изделия из меха с вышивкой Камчатской области.
Таким образом, данная программа предусматривает изучение народного декоративно-прикладного искусства, начиная с 1-го и заканчивая в
9-ом классе.
Однако, знакомство учащихся с народным творчеством происходит, в основном, на примере русского декоративно-прикладного искусства, с творчеством мастеров родного края впервые школьники знакомятся лишь на 3ем году обучения, а местные национальные традиции в
декоративноприкладном искусстве учащиеся изучают, только начиная с 7-го класса.
Кроме того, следует отметить, что среди перечисленных художественных ремесел народов России, предусматриваемых для их изучения в 9-ом классе, традиционные произведения татарского декоративно-прикладного искусства не упоминаются.

Программа Т.Я.Шпикаловой «Изобразительное искусство.
Основы народного и декоративно-прикладного искусства» (151, с.5) задачу интенсификации, повышения эффективности художественного образования решает, исходя из синкретического характера народного искусства, соединив в интеграционном курсе такие дисциплины, как изо искусство и художественных труд, искусство слова и пения (музыки).
Что касается народного декоративноприкладного искусства, то в 1-4 классах по данной программе предусматривается изучение орнамента, его построения и видов в искусстве

[Back]