Проверяемый текст
Кадыйрова, Ляйсан Хабибулхаковна; Художественно-эстетическое воспитание учащихся 1-7 классов средствами татарского декоративно-прикладного искусства (Диссертация 1999)
[стр. 90]

90 Программа Т.Я.Шпикаловой «Изобразительное искусство.
Основы народного и декоративно-прикладного искусства»
[151]
задачу интенсификации, повышения эффективности художественного образования решает, исходя из синкретического характера народного искусства, соединив в интеграционном курсе такие дисциплины, как изо искусство и художественный труд, искусство слова и пения (музыки).
Что касается народного декоративно-прикладного искусства, то в 1-4 классах по данной программе предусматривается изучение орнамента, его построения и видов в искусстве
народов мира (на примере каргопольской и дымковской игрушки, городецкой и хохломской росписи по дереву 1 класс; знакомство с особенностями орнаментов народов, населяющих страны Западной и Восточной Европы; знакомство с кружевом, кованым металлом, резьбой по дереву и камню, коврами, узорным ткачеством на примере орнамента у народов разных стран 2-3 класс; обобщение и систематизация знаний о назначении орнамента; опосредованное отражение природы в орнаменте; многообразие мотивов орнамента; связь материала, назначения художественной вещи и ее формы с исполнением орнаментального мотива 4 класс).
Учащиеся начальных классов, занимаясь по данной программе, могут получить
первоначальное представление об ансамбле художественных вещей в крестьянском быту: русская изба, русский народный костюм, русская прялка, посуда; узнать об особенностях орнаментального искусства украинского и белорусского народов, народов Крайнего Севера и Дальнего Востока, Средней Азии и Закавказья, а отличительных признаков отдельных видов народного творчества: художественная роспись и резьба по дереву, художественное оформление ткани и т.д., которые рассматриваются на
[стр. 117]

учетом национальных традиций; наконец, 9-й год обучения посвящен «изучению традиционных художественных ремесел народов Российской Федерации: изделия из цветного камня Алтайского края, инкрустированные изделия из дерева и ковры Амурской области, художественные изделия из рога, кости, бересты, дерева Архангельской области, изделия из дерева, лозы, из ткани с росписью, ковровые изделия Башкирии, сувениры из дерева и рога белгородской области, ювелирные изделия, сувениры из рога, кости Бурятии, строчевышитые изделия, лаковая живопись, ювелирные изделия Владимирской области, ковры, керамика, вязаные джурабы, ювелирные изделия Дагестана, ворсовые ковры, керамика Кабардино-Балкарии, изделия из меха с вышивкой Камчатской области.
Таким образом, данная программа предусматривает изучение народного декоративно-прикладного искусства, начиная с 1-го и заканчивая в 9-ом классе.
Однако, знакомство учащихся с народным творчеством происходит, в основном, на примере русского декоративно-прикладного искусства, с творчеством мастеров родного края впервые школьники знакомятся лишь на 3ем году обучения, а местные национальные традиции в декоративноприкладном искусстве учащиеся изучают, только начиная с 7-го класса.
Кроме того, следует отметить, что среди перечисленных художественных ремесел народов России, предусматриваемых для их изучения в 9-ом классе, традиционные произведения татарского декоративно-прикладного искусства не упоминаются.
Программа Т.Я.Шпикаловой «Изобразительное искусство.
Основы народного и декоративно-прикладного искусства» (151,
с.5) задачу интенсификации, повышения эффективности художественного образования решает, исходя из синкретического характера народного искусства, соединив в интеграционном курсе такие дисциплины, как изо искусство и художественных труд, искусство слова и пения (музыки).
Что касается народного декоративноприкладного искусства, то в 1-4 классах по данной программе предусматривается изучение орнамента, его построения и видов в искусстве


[стр.,118]

народов мира (на примере каргопольской и дымковкой игрушек, городецкой и хохломской росписи по дереву 1 класс; знакомство с особенностями орнаментов народов, населяющих страны Западной и Восточной Европы (Франция, Испания, Финляндия, Польша, Чехословакия, Греция), Азии (Индия, Китай, Япония) и Африки (Египет), ковроткачеством, росписью по дереву, вышивкой, керамикой народов Средней Азии и Закавказья, Крайнего Севера и Дальнего Востока 2 класс; знакомство с кружевом, кованым металлом, резьбой по дереву и камню, коврами, узорным ткачеством на примере орнамента у народов разных стран 3 класс; обобщение и систематизация знаний о назначении орнамента; опосредованное отражение природы в орнаменте; многообразие мотивов орнамента; связь материала, назначения художественной вещи и ее формы с исполнением орнаментального мотива 4 класс).
В адекватной программе для 5-8 классов (152, с.4) виды народного искусства (как и в предыдущей программе) рассматриваются комплексно: 1 часть (состоящая из 4/5 разделов) обеих программ посвящается изобразительно-пластическому народному творчеству; 11 часть (включающая 3 раздела) музыкально-поэтическому творчеству.
В третьем разделе 1 части программы для 5-8 классов учащиеся изучают народное искусство России.
В нем учтен уровень освоения русского (курсив наш) народного искусства в начальной школе; формирование эстетических знаний по программе «Основы народного и декоративно-прикладного искусства» (1-4 классы) реализовалось в процессе ознакомления с произведениями народных мастеров из традиционных центров народных художественных промыслов: глиняная игрушка (Каргополь, Дымка, Филимоново), роспись по дереву (Городец, Хохлома, Русский Север), художественные лаки (Жостово, Палех), керамика (Гжель, Скопин), вышивка (Русский Север, Юг и центральные районы России).
Учащиеся начальных классов, занимаясь по данной программе, могут получить
первоначальные представления об ансамбле художественных вещей в крестьянском быту: русская изба, русский народный костюм, русская прялка, посуда, узнать об особенностях орнаментального искусства украинского и белорусского народов, 118

[стр.,119]

народов Крайнего Севера и Дальнего Востока, Средней Азии и Закавказья.
В 58 классах предусматривается рассмотрение уже не только произведений локальных школ народного мастерства (как это было в 1-4 кл.), а отличительных признаков отдельных видов народного творчества: художественная роспись и резьба по дереву, художественное оформление ткани и т.д., которые рассматриваются на примерах общего и различного в искусстве России на региональном (Русский Север, Центр России, Урал, Сибирь, ЮгоЗапад, Поволжье, Юг России) и национальном (Крайний Север, Дальний Восток, Башкортостан, Закавказье, Дагестан, Татарстан) уровне.
Таким образом, цель и задачи рассмотренного курса подчинены становлению и развитию личности школьника на национальной основе.
Данная программа дает возможность каждому учащемуся освоить духовное наследие предыдущих поколений, осознать свои национальные корни; при этом в ней используется важное свойство народной культуры «ее живая, органическая системность, позволяющая сформировать личность с целостным, нераздробленным мировосприятием и миропониманием» (152, с.1).
Однако, вышеназванная программа разработана для школ «с углубленным изучением предметов художественно-эстетического цикла», поэтому ее использование в массовой школьной практике затруднено, в первую очередь, наличием малого количества выделенного для данных предметов учебного времени.
В пояснительной записке «Программы по обучению учащихся изготовлению изделий народных художественных промыслов» отмечено, что «содержание предлагаемых программ по обучению учащихся 5-11 классов вышивке, кружевоплетению, росписи и резьбе по дереву, изготовлению художественных изделий из керамики, камня, кости, дерева, меха направлено на воспитание художественной культуры школьников, развитию их интереса к народному творчеству, его традициям и наследию» (288, с.З).
Начиная с 5-го по 11 класс учащиеся изучают и обучаются указанным видам народных промыслов, т.е.
в течении первого года школьники знакомятся сразу примерно с 11 различными ремеслами, затем, на протяжении всего периода обучения, они

[Back]