Проверяемый текст
Кадыйрова, Ляйсан Хабибулхаковна; Художественно-эстетическое воспитание учащихся 1-7 классов средствами татарского декоративно-прикладного искусства (Диссертация 1999)
[стр. 95]

95 новизной, т.е.
содержать новые, неожиданные факты, закономерности, теории, формы изложения и подачи материала
в современной школе; повторностью, наличием частично знакомого материала, позволяющего осуществлять закрепление, упражнение и перенос знаний и навыков; сложностью, т.е.
значительным числом элементов (знаний, навыков), подлежащих усвоению; увеличенным объемом, т.е.
наличием дополнительного материала,
позволяющим обогащать содержание новыми фактами, проводить более широкие обобщения, аналогии [407, с.
123].
Однако существует определенная специфика учебных предметов художественно-эстетического цикла, которая обуславливает некоторые дополнительные требования к содержанию учебного материала таких
предметов.
В частности, Н.Б.Берхин [36, с.43-44] выделил следующие принципы: художественность, которой должен отличаться
материал, отбираемый для уроков искусства; ярко выраженное конкретно-чувственное содержание материала, т.к.
необходимо добиваться непосредственных эмоциональных впечатлений при организации усвоения искусства; материал, подбираемый для восприятия учащимися, должен вызывать у них эстетическое наслаждение; содержание предметов по искусству должно быть насыщено такими художественными образами,
которые способствуют глубокому обогащению личности учащихся, т.е.
иметь выраженную воспитательную направленность.
[стр. 131]

ответственности за собственный труд, за собственный дом, за свое окружение, за свой народ и свою страну») (265, с.100)...
Вернемся к вопросу о содержании обучения, учебно-воспитательном процессе и учебном предмете.
Общеизвестно, что эффективность учебно-воспитательного процесса зависит от того, насколько усваиваемый школьниками учебный материал обладает необходимыми качествами, соотносимыми с общедидактическими требованиями к содержанию учебного предмета, а именно: научностью, т.е.
отражать взаимосвязь с современным научным знанием; системностью, т.е.
раскрывать явления в их развитии и связях, вскрывать причинность и всеобщий характер происходящих процессов; методологичностью, т.е.
содержать описание путей поиска, анализа, обобщения, логики исследования и построения доказательств; практичностью, т.е.
содержать элементы, требующие практический операций, обладающие жизненной ценностью; новизной, т.е.
содержатьновые, неожиданные факты, закономерности, теории, формы изложения и подачи материала;
повторностью, наличием частично знакомогоматериала, позволяющего осуществлять закрепление, упражнение и перенос знаний и навыков; сложностью, т.е.
недостаточностью или избыточностью информации (обуславливающий поиск дополнительных сведений либо выявление главного и обобщение материала), малыми связями между смысловыми компонентами текста, значительным числом элементов (знаний, навыков), подлежащих усвоению; увеличенным объемом, т.е.
наличием дополнительного материала,
позволяющего обогащать содержание новыми фактами, проводить более широкие обобщения, аналогии (407, с.
123).
Однако существует определенная специфика учебных предметов художественно-эстетического цикла, которая обуславливает некоторые дополнительные требования к содержанию учебного материала таких
ш

[стр.,132]

предметов.
В частности, Н.Б.Берхин (36, с.
43-44) выделил следующие принципы: художественность, которой должен отличаться
отбираемый для уроков искусства материал; ярко выраженное конкретно-чувственное содержание материала, т.к.
необходимо добиваться непосредственных эмоциональных впечатлений при организации усвоения искусства; материал, подбираемый для восприятия учащимися, должен вызывать у них эстетическое наслаждение; содержание предметов по искусству должно быть насыщено такими художественными образами,
котбрые способствуют глубокому обогащению личности учащихся, т.е.
иметь выраженную воспитательную направленность.

Кроме того, считаем целесообразным добавить, что при проектировании программы преподавания уроков художественно-эстетического цикла должны быть учтены современные требования, согласно которым необходимо больше внимания уделять разработке новых типов дидактического материала, содержащих и отражающих регионально-национальный компонент.
И, конечно же, необходимо учитывать возрастные психолого-педагогические особенности учащихся (т.е.
доступность содержания программы детям различных возрастных категорий), добиваться соответствия материала интересам, вкусам, потребностям школьников и обеспечения межпредметных связей (музыкаизобразительное искусство, изобразительное искусство-родной язык (литература, мировая художественная культура, история, краеведение и т.д.)).
(Следует оговориться, что здесь в понятие «изобразительное искусство» мы включаем и понятие «декоративный труд»).
Вышеизложенные дидактические принципы и требования к содержанию и программе преподавания учебного материала предметов художественноэстетического цикла были учтены при составлении методики художественноэстетического воспитания учащихся средствами татарского декоративно132

[Back]