Проверяемый текст
Соколенко, Валентина Васильевна. Регулирование комплексного рационального природопользования в регионах : На примере Дальнего Востока (Диссертация 2002)
[стр. 132]

зультате структурной деформации экономики в сторону ресурсопользования в регионе сложились внутренние угрозы.
Давление первичного сектора на природную среду сопровождалось ежегодной отработкой и выбытием нарушенных земель, образованием и размещением токсичных отходов.
3.
Сохранение такой тенденции объективно способствует усилению чрезмерной зависимости от конъюнктуры мирового рынка, сужению сырьевой базы, омертвлению накопленного производственного потенциала.
Более того, такие внутренние угрозы превращают ресурсообеспеченные районы в проблемные, депрессивные, которые не в состоянии самостоятельно справиться с трудностями и выйти на траекторию развития без государственной поддержки и государственного регулирования.

Кроме того, внутренними угрозами в указанные периоды стали: радиационное загрязнение, последствия ракетно-космической деятельности, засекреченные накопленные в прошлом запасы отравляющих веществ химического оружия, возникшая группа заболеваний, которые можно назвать «экологическими», сокращение численности населения за счет превышения смертности над рождаемостью и т.
д.
Выявленные тенденции
проявлялись во всех крупных ресурсодобывающих регионах и, следовательно, становились закономерностями, отражающими характер взаимодействия экономики, природопользования и общества в кризисной ситуации переходного периода.
Критерии и параметры экологической безопасности должны базироваться на использовании общеметодологических признаков: комплексности учета всех сторон объекта изучения; системности учета взаимосвязей и взаимозависимостей; вариантности — обоснования вариантов выхода из экологического кризиса; примата экологической безопасности элемента оценки качества среды проживания населения в регионе; приемлемого риска реализации мер, не допускающих возникновение ситуаций, близких к пороговым.
К сугубо экологическим критериям относят:
1) степень соответствия 132
[стр. 99]

99в объеме 1,8 млн т на Дальнем Востоке (по России до 70 тыс.
га и 90 млн т соответственно) (Приложение 11).
Чрезмерная открытость экономики позволила не только российским ириродопользователям, но и иностранным партнерам хищнически грабить ресурсы региона» отправляя их за рубеж.
Их доля в обшей структуре экспортных товаров 90% [282].
3.
Сохранение такой тенденции объективно способствует усилению чрезмерной зависимости от конъюнктуры мирового рынка, сужению сырьевой базы, омертвлению накопленного производственного потенциала.
Более того, такие внутренние угрозы превращают ресурсообеспеченные районы в проблемные, депрессивные, которые не в состоянии самостоятельно справиться с трудностями и выйти на траекторию развития без государственной поддержки и государственного регулирования.

Крайне низкая инвестиционная и инновационная активность сопровождает старение и без того экологически несовершенного оборудования.
Степень износа основных фондов отраслей, производящих товары, по Дальнему Востоку составляет 34,3% (по России 41,9%); превышает этот среднерегионапьный показатель в Приморском крае на 3,3%, Сахалинской области на 2,9% , Республике Саха (Якутия) 2,7% (Приложение 10), где доля износа по добывающим отраслям и другим отраслям первого подразделения общественного производства в среднем колеблется от 50 до 70%.
Эксплуатация устаревшего оборудования привела к значительным объемам сбросов загрязненных сточных вод.
На 01.01.1999г.
их объемы исчислялись в 1,1 млрд м3 (по России 23 млрд м3).
Выбросы загрязняющих веществ только от стационарных источников в расчете на 1 км“ (по Дальнему Востоку) равнялись 150 кг (по России 1100 кг на 1 км2), а в расчете на 1 человека 127 и 131 кг соответственно (Приложения 5, 7, 8, 9).
Кроме того, внутренними угрозами стали: радиационное загрязнение, последствия ракетно-космической деятельности, засекреченные накопленные в прошлом запасы отравляющих веществ химического оружия, возникшая

[стр.,100]

100 группа заболеваний, которые можно назвать «экологическими», врожденных наследственных отклонений, сокращение численности населения за счет превышения смертности над рождаемостью и т.
д.
Выявленные тенденции
проявляются fie только на Дальнем Востоке, но и в других депрессивных регионах и, следовательно, становятся закономерностями, отражающими характер взаимодействия экономики, природопользования и общества в кризисной ситуации переходного периода.
Критерии и параметры экологической безопасности должны базироваться на использовании общеметодологических признаков: комплексности учета всех сторон объекта изучения; системности учета взаимосвязей и взаимозависимостей; вариантности обоснования вариантов выхода из экологического кризиса; примата экологической безопасности элемента оценки качества среды проживания населения в регионе; приемлемого риска реализации мер, не допускающих возникновение ситуаций, близких к пороговым.
К сугубо экологическим критериям относят
[40]: ¡) степень соответствия общей техногенной нагрузки на территорию ее экологической емкости, т.
е.
предельной выносливости относительно техногенного воздействия; 2) для территории всего региона способность экономики развиваться гармонично, встраиваясь в окружающую природную среду; обеспечивая повышение качества жизни населения; 3) для отдельных экологических систем независимо от масштабов сохранность биоразнообразия, целостность структуры внутренних взаимосвязей; 4) для отдельных индивидуумов поддержание здоровья и нормальных условий жизнедеятельности; 5) сохранение жолого-экономического единства в регионе, обеспечивающего стабильность развития и повышение качества жизни; 6) обеспечение необходимого уровня государственного регулирования эколого-экономических процессов, контроля над природными ресурсами и экологического мониторинга, принятия адекватных предупреждающих мер.
Для целей управления важно, чтобы индикаторы отличались совместимостью параметров с системой статистического учета и прогнозирования;

[Back]