Проверяемый текст
Сизикова Юлия Викторовна. Формирование рыночных форм хозяйствования в аграрном секторе экономики (Диссертация 2004)
[стр. 17]

17 крестьянских хозяйств, определил оптимальные размеры сельскохозяйственного предприятия и сельскохозяйственной отрасли.
А.В.
Чаянов разработал теорию крестьянского хозяйства и кооперации.
Крестьянское хозяйство, писал А.В.

Чаянов, кооперирует и коллективизирует те отрасли, в которых крупная форма производства имеет свои преимущества, но оставляет в индивидуальном семейном хозяйстве все то, что лучше организуется в мелком предприятии.
Отсюда,
далеко не все отрасли хозяйства целесообразно укрупнять и кооперировать [12] .
Основоположник теории сельскохозяйственной кооперации относился осторожно к «поголовной» коллективизации и концентрации производства.
Он был
сторонник не «горизонтальной» (артель, коммуны, товарищества), а «вертикальной» концентрации крестьянских хозяйств на кооперативной основе.
А.В.
Чаянов в своих исследованиях раскрыл ту мысль, что в сельском хозяйстве многие вопросы производства являются вопросами не максимизации, а оптимизации.
Поэтому неприемлема какая-либо одна форма организации труда, нужна комбинация разнообразных форм, основанных на растущем интересе производителя продукции и приоритете социального вектора в развитии производства
[140].
А.В.
Чаянов писал: «...развитие агрокультуры должно идти естественным путем, без нажима и навязывания сверху готовых рецептов.
Пусть каждый способ хозяйствования, каждая форма организации сельскохозяйственного производства доказывает
все преимущество.
Надо лишь создать им равные условия для становления и функционирования, надо дать крестьянину свободу выбора форм и способов хозяйствования на земле.
И они сами разберутся, что им больше по душе, что лучше отвечает их склонностям и
интересам» [140].
Уровень определяться концентрации только (размеры производства) при этом будет основными технико-экономическими особенностями производственного коллектива и аграрной отрасли, а именно: типом и уровнем специализации, характером технологии и производства в целом, объемом
[стр. 18]

в конечном итоге властям не удалось ни разрушить общину, ни создать устойчивый и достаточно массовый слой крестьян-собственников.
Поэтому можно говорить об общей неудаче Столыпинской аграрной реформы.
Что касается форм организации хозяйства, то среди крестьянства существовало разделение на бедняцкие, середняцкие и кулацкие.
Если использовать современную классификацию форм хозяйствования, то бедняцкие хозяйства, которые всю произведенную продукцию использовали на внутреннее потребление, — это личные хозяйства; середняцкие крестьянские хозяйства; кулацкие (зажиточные крестьяне), имевшие ярко выраженный товарный характер, это фермерские хозяйства.
Кулацких хозяйств было около 15%, но они давали около половины товарного хлеба России и % [52] крестьянского товарного хлеба.
Таким образом, к 1917 году в России существовали все формы хозяйствования: коллективная, фермерская, крестьянская и личная, соответственно с социальным статусом: общинное, кулацкое, середняцкое и бедняцкое хозяйство.
В послереволюционный период структурная политика в аграрном секторе предполагала создание товариществ по обработке земли (ТОЗы), развитие крестьянских хозяйств.
Большой вклад в теорию организации крестьянских хозяйств в период с 1917-1929 года внес А.
В.
Чаянов.
Он подробно рассмотрел факторы доходности крестьянских хозяйств, оптимальных размеров сельскохозяйственного предприятия и сельскохозяйственной отрасли.
А.
В.
Чаянов разработал теорию крестьянского хозяйства и кооперации.
Крестьянское хозяйство, писал А.В.Чаяпов,
кооперирует и коллективизирует тс отрасли, в которых крупная форма производства имеет свои преимущества, но оставляет в индивидуальном семейном хозяйстве все «то, что лучше организуется в мелком предприятии.
Отсюда-то
и далеко не все отрасли хозяйства целесообразно укрупнять и кооперировать» [147], Основоположник теории сельскохозяйствен1юй кооперации относился осторожно к «поголовной» коллективизации и концентрации производства.
Он был
18

[стр.,19]

сторонник не «горизонтальной» (артель, коммуны, товарищества), а «вертикальной» концентрации крестьянских хозяйств на кооперативной основе.
А.
В.
Чаянов в своих исследованиях раскрыл ту мысль, что в сельском хозяйстве многие вопросы производства являются вопросами не максимизации, а оптимизации.
Поэтому неприемлема какая-либо одна форма организации труда, нужна комбинация разнообразных форм, основанных на растущем интересе производителя продукции и приоритете социального вектора в развитии производства.

А.
В.
Чаянов писал: «...
развитие агрикультуры должно идти естественным путем, без нажима и навязывания сверху готовых рецептов.
Пусть каждый способ хозяйствования, каждая форма организации сельскохозяйственного производства доказывает
свое преимущество.
Надо лищь создать им равные условия для становления и функционирования, надо дать крестьянину свободу выбора форм и способов хозяйствования на земле.
И они сами разберутся, что им больше по душе, что лучше отвечает их склонностям и
шггересам» [109].
Уровень концентрации (размеры производства) при этом будет определяться только основными технико-экономическими особенностями производственного коллектива и аграрной отрасли, а именно: типом и уровнем специализации, характером технологии и производства в целом, объемом спроса на конечный продукт, возможностями вертикальной и горизонтальной интеграции.
Государственная аграрная политика в 20-х годах сначала не опровергала концепции А.
В.
Чаянова, подтверждение этого можно найти в статье В.И.Ленипа «О кооперации».
Но впоследствии с приходом к власти И.
В.
Сталина, она претерпела существенные изменения.
Так, в статье «Год великого перелома» (1929) И.
В.
Сталин писал: «В капиталистических странах не прививаются крупные зерновые фабрики-гиганты.
Но паша страна есть социалистическая страна.
Нельзя забывать этой «маленькой разницы».
Там, у капиталистов, нельзя организовать крупную зерновую фабрику, не закупив целый ряд земельных участков или не платя абсолют1юй земельной ренты, что не может обременять производство...
У нас, наоборот, не существует ни абсо 19

[Back]