Проверяемый текст
Лубин, Александр Федорович; Методология криминалистического исследования механизма преступной деятельности (Диссертация 1997)
[стр. 109]

Подобно общей статистике, «теория анализа данных» на первый план ставит нужды исследователя и дает ему «продвинутые» математические средства.
В частности, криминалиста из этого арсенала могут интересовать
«приемы, математические методы и модели, предназначенные для сбора, стандартной записи, систематизации и обработки статистических данных с целью их удобного представления, интерпретации и получения научных и практических выводов»1.
Последовательность проведения факторного анализа механизма преступной деятельности в упрощенном виде может быть представлена следующим образом:2 1.
Устанавливается частотная характеристика определенного вида преступной деятельности в целях выяснения, какие факторы-детерминанты могут служить в качестве базовых версий, а какие —в качестве их признаков.

2.
Устанавливается сопряженность (приоритеты, значимость) между признаками версий и всеми элементами обобщенной и адаптированной для целей анализа информационно-поисковой карты, графическим выражением которых являются диаграммы.

3.
Переводится процентное выражение диаграмм сопряженности в числовые показатели и составляется промежуточная матрица.
4.
Интерпретирование итоговой таблицы факторных связей-нагрузок (толкование факторных нагрузок и формулирование закономерностей их взаимосвязей).
109 1 Айвазян С.А., Еиюкос И.
С .
Мешанкип Л.
Д.
Прикладная статистика: Основы моделирования и первичная обработка данных.
М., 1983.
С.
19.;
они ж е.
Прикладная статистика.
Статистическое оценивание зависимостей.
М., 1985.; они ж е.
Прикладная статистика: классификация и снижение размерности.
М., 1989.
Факторный анализ на базе компьютерной технологии позволяет превратить качественное
ь количественное, невозм ож н ое-в реальность, а точнее: более или менее опосредованная форма внутрисистемных связей модели механизма преступной деятельности может отражать и отражает и в этом суть объективные причинные процессы.
[стр. 205]

Глава 4.
Статистическое моделирование механизма преступной деятельности 4.1.
Факторный анализ как статистический метод До недавнего времени в статистической теории господствовали центробежные тенденции, приведшие, в частности, к формированию двух статистических дисциплин: '‘Общая теория статистики" и “Математическая статистика".
Первая из них специализируется, в основном, на методологическом анализе статистических понятий и условий их применимости в конкретных социально-экономических исследованиях.
Поэтому названная тенденция более всего тяготеет к разряду общественных наук.
Вторая, напротив, объявляется разделом математики, связанным с задачами оценки тех или иных характеристик вероятностных распределений на основе моделей случайных наблюдений.
Наконец, обозначилась новая центростремительная тенденция прикладной статистики.
В некоторых источниках она называется “теорией анализа данных".1В центре внимания этой тенденции потребности специалиста-предметника в расширении методологических средств анализа.
Подобно общей статистике, “теория анализа данных" на первый план ставит нужды исследователя и дает ему “продвинутые" математические средства.
В частности, криминалиста из этого арсенала могут интересовать
“приемы, математические методы и модели, предназначенные для сбора, стандартной записи, систематизации и обработки статистических данных с целью их удобного представления, интерпретации и получения научных и практических выводов".2 1Миркин Б.
Г.
Предисловие редактора // Федоров-Давыдов Г.
А.
Статистические методы в археологии.
М., 1987.
С.
3-4.
2Айвазян С.А., Енюков И.
С., Ыегиалкин Л .
Д Прикладная статистика: Основы моделирования и первичная обработка данных.
М., 1983.
С.
19.


[стр.,206]

206 Криминалистика относится к числу тех наук* в которых закономерности проявляются как тенденции* прокладывающие себе путь среди множества отклонений и случайных сдвигов.
Методы прикладной статистики позволяют выявить такие объективные зависимости, которые в обширном эмпирическом материале обычными способами не выявляются.
Как и все многомерные объекты, механизм преступной деятельности “контролируется” столь сложным сочетанием множества взаимодействующих причин и следствий* что установить их непосредственным образом не представляется возможным.
Факторный анализ на базе компьютерной технологии позволяет превратить качественное
в количественное, невозможное в реальность, а точнее: более или менее опосредованная форма внутрисистемных связей модели механизма преступной деятельности может отражать и отражает и в этом суть объективные причинные процессы.
Действительно, все факторы* составляющие механизм преступной деятельности, находятся между собой в связи, хотя бы потому* что они включены в том или ином качестве в деятельность конкретного субъекта* и так или иначе выражают систему его многообразных предпочтений и отношений, которые как бы пронизывают ситуативную (предметную) картину преступления.
Понимая таким образом онтологическую природу получаемых многомерных пространств, только и можно понять, каким образом связаны между собой факторы механизма преступной деятельности.
Проблема усложняется тем, что следовая картина преступной деятельности отражается исключительно в виде качественных факторов, например* в виде способов совершения действий, предметов кражи, пола и возраста субъектов, судимости и т.
п.
Но и здесь факторный анализ дает шанс для перевода качественных характеристик в количественные.
Получаемые таким образом многомерные пространства, эксплицируют пространства отношений “нормативного”, лишенного индивидуальных поведенческих черт, “среднего”, типового субъекта типовой же преступной деятельности.
Не зная величин ни X,

[стр.,234]

234 Например, в конкретной ситуации расследования кражи возникло предположение о высокой степени интенсивности функций (масштаб кражи, подготовка, противодействие и т.
д.).
Если это так, то, следовательно, только версии, относящиеся к указанному предположению могут выступать его признаками.
К числу таких версий-признаков, на наш взгляд, относится версия о судимости лица, совершившего кражу, или о его причастности к этому преступлению.
В свою очередь, версия о судимости так же имеет свои признаки-версии.
Выбор для исследования механизма кражи не случаен.
Прикладное значение результатов такого исследования для методики расследования существенный аргумент.
Важно и то, что по кражам имеются весьма представительные компьютерные банки данных.
Но главное состоит в другом.
При всей очевидности и даже тривиальности каждого, отдельно взятого фактора кражи, в совокупности они образуют поразительно сложные взаимосвязи.
Здравый смысл и опыт сотрудников уголовного розыска и следователей часто “угадывают” эти взаимосвязи.
Вопрос в научном доказательстве их существования, установлении определенной конфигурации факторных взаимосвязей.
Наконец, нужны особые доказательства доступности технологии и ее универсальной значимости для анализа иных видов преступной деятельности.
Технология проведения факторного анализа механизма преступной деятельности может быть представлена следующим образом: 1.
Устанавливается частотная характеристика определенного вида преступной деятельности в целях выяснения, какие факторы-детерминанты могут служить в качестве базовых версий, а какие в качестве их признаков
(программы “Flint” и “Arcada”).
2.
Устанавливается сопряженность (приоритеты, значимость) между признаками версий и всеми элементами обобщенной и адаптированной для целей анализа информационно-поисковой карты, графическим выражением которых являются диаграммы
(программа “Microsoft Graph”).

[Back]