Проверяемый текст
Лубин, Александр Федорович; Методология криминалистического исследования механизма преступной деятельности (Диссертация 1997)
[стр. 34]

Как рабочее определение целесообразно сформулировать, что методология —это совокупность согласованных методов накопления новых знаний о соответствующей области исследования и использования этих знаний для решения новых задач.
Разумеется, есть и варианты: «Методология это теоретическая система знания, то есть система идей, а не просто способов исследования»1.
Методология вообще выступает как тип рефлексии, изучающий средства познания, категории и понятия, методы и процедуры исследования, объяснительные схемы и способы построения научных теорий.

По выражению А.
И.
Герцена, «Метода в науке вовсе не есть дело личного вкуса или какогонибудь внешнего удобства, она, сверх своих формальных значений, есть самое развитие содержания эмбриология истины, если хотите»2.
Методология это совокупность методов, объединенных одним общим подходом.
Это стратегия поиска таких способов и единиц сущностного анализа
реальности, которые позволяют получить относительно простые и ясные исходные модели для их использования в теоретическом и практическом аспектах.
Однако понимание методов, их корректное использование вот что менее всего проработано и в научной, и в практической плоскости.
Итак, если иметь в виду методологический уровень криминалистического анализа, то логично утверждать, что на этом уровне криминалистический анализ должен иметь: 1) свой объект и предмет; 2) свою структуру и содержание.
В качестве объекта анализа, по-видимому, выступают: 1) механизм преступной деятельности; 2) механизм следообразования; 3) механизм установления этих следов (поиск, обнаружение, фиксация, изъятие); 34 1Белкин Р.С.
Курс криминалистики в 3-х т.
Т.
I: Общая теория криминалистики.
М., 1997.-С .
42.
"
Цит.
по: Методология в сфере теории и практики.
Новосибирск, 1988.С.
19.
[стр. 40]

40 Кажется, что мы, в поиске конечных оснований, попали в дурную бесконечность.
Методологическую нагрузку в этом случае, по мнению Р.
С.
Белкина, берет на себя общая теория криминалистики.
Именно она “служит методологической основой” науки.
Так или иначе, методология есть составная часть теории.' “Методология это теоретическая система знания, то есть система идей, а не просто способов исследования”.1 2 Методология вообще выступает как тип рефлексии, изучающий средства познания, категории и понятия, методы и процедуры исследования, объяснительные схемы и способы построения научных теорий.
Методология это совокупность методов, объединенных одним общим подходом.
Это стратегия поиска таких способов и единиц сущностного анализа
преступной деятельности, которые позволяют получить относительно простые и ясные исходные модели для их использования в теоретическом и практическом аспектах.
В противном случае получается, например, “собирание сведений” о способах совершения преступных действий, предпринимаемое в справочных целях, без попыток раскрыть подлинный механизм преступной деятельности.
Такое дилетантство не приводит, в конечном счете, к выявлению закономерностей подлинных фактов криминалистической науки.
Вся мощь сетей Интернета, бездна лазерно-компьютерных энциклопедий типа “Encyclopedia of Criminal Language” (PowerCD американской фирмы “Zane Publishing Inc.” Dallas, 1995) принципиально не могут решить собственно научных проблем криминалистики.
В этом смысле наука отличается от просто данных, как преподаватель отличается от библиотеки.
1Белкин Р.
С.
Криминалистика: проблемы, тенденции, перспективы.
Общая и частные теории.
М., 1987.
С.
9-10.
2Белкин Р.
С.
Курс криминалистики в 3-х т.
Т.
1: Общая теория криминалистики.
М., 1997.
С.
42.


[стр.,41]

41 По выражению Л.
И.
Герцена, “Метода в науке вовсе не есть дело личного вкуса или какого-нибудь внешнего удобства, она, сверх своих формальных значений, есть самое развитие содержания эмбриология истины, если хотите".1 Наконец, еще одно существенное положение.
Исследовательский сценарий довольно ярко демонстрирует сильнейшую зависимость знания вообще, а особенно понятийного, от процессов его создания, конструирования и схематил зации.
В нашем случае это вопрос: может ли существовать какая-либо методологическая концепция исследования закономерностей преступной деятельности до того, как создано само учение о механизме преступной деятельности? Скорее всего, ответ должен быть положительным.
С одной стороны, невозможно отрицать методологическое значение любой теории (не только общей, но и частной), а с другой нельзя не видеть самостоятельного методологического уровня в научной теории.
Криминалистическая теория самосогласованное (логически непротиворечивое) и, по возможности, полное модельное описание “фрагментов действительности" (в частности, преступной деятельности) на подходящем языке.
Теория это содержательный аспект научной работы.
Методология отражает технологическую сторону исследовательского процесса, но также может приводить к рождению новой теории или ревизии традиционных научных положений, категорий и методик.3 Основное различие между методикой и методологией состоит в том, что в первом случае речь идет об отношении “человек предстоящая деятельность", во втором “человек программа деятельности".
Последнее есть не что иное как специфическое отношение аналитического, исследовательского 1Цит.
по: Методология в сфере теории и практики.
Новосибирск, 1988.
С.
19.

2Анисимов О.
С.
Основы методологического мышления.
М., 1989.
С.
5.
3 Автор осознанно избегает таких дискуссий, в которых противопоставляются научные положения, относящиеся к различным методологическим парадигмам.

[Back]