Проверяемый текст
Лубин, Александр Федорович; Методология криминалистического исследования механизма преступной деятельности (Диссертация 1997)
[стр. 72]

ляемых элементов.
«Иначе говоря, структуризация проводилась безотносительно не только к последующему исследованию модели, но и к прикладному использованию криминалистической характеристики в качестве некоторой экспертной системы для выдвижения и разработки типовых версий»1.

Например, во всех публикациях авторы называют субъекта преступной деятельности как атрибутивный (обязательный) элемент модели2.
Но далее — одна группа авторов делает упор па возрастные, психологические, физические особенности личности3.
Другая группа криминалистов выделяет, прежде всего, интересы и потребности личности, знания и убеждения человека, интеллектуальные и волевые свойства, нравственные качества и установки, темперамент и т.

д.4 Третья группа имеет в виду социальное и семейное положение, профессиональную принадлежность, образовательный и культурный уровень, а также биологические и психические особенности субъекта5.
По нашему мнению, каждый выделяемый элемент должен соответствовать не столько
абстрактным моделям деятельностного подхода вообще, сколько прикладным задачам криминалистического исследования преступной деятельности, а именно: соответствует ли элемент или его параметр типологии частных версий.
Так, В.
А.
Образцов перечисляет вполне конкретные и потому ценные, на наш взгляд, особенности лиц, совершающих преступления (наличие или отсутствие возможности легального доступа к
пред72 1 Лубип А.Ф.
Механизм преступной деятельности: Методология криминалистического исследования: Монография.
Н.
Новгород, 1997.
С.
139.
“ См., например: Белкин Р.
С., Каминский М.
К., Коломацкий В.
Г.
Криминалистическое учение о механизме преступления, способах его подготовки совершения и сокрытия
//Криминалистика.-М ., 1995.Т .
1 .-С .
81.

3 Герасимов И.Ф.
Общие положения методики расследования преступлений // Криминалистика.
М., 1994.
С.
332.

4 Самыгии Л.
Д., Яблоков II.
II.
Преступная и криминалистическая деятельность // Криминалистика.
М., 1995.
С.
22.

5 Типовые модели и алгоритмы криминалистического исследования.
М ., 1989.
С.
27.
[стр. 109]

109 конкретного объекта преступного посягательства; 2) действиями потерпевшего, поведением лиц, оказавшихся случайными (активными или пассивными) участниками события, происходящего в конкретных условиях и обстоятельствах, совокупность которых детерминирует способ совершения преступления, предопределяет характер и содержание связей и отношений между субъектом преступления и предметом посягательства, между действиями участников и преступным результатом, между соучастниками преступления, между участниками и материальной средой”.1 В другом определении механизма преступления упор делается главным образом на “временной и динамический порядок связи отдельных этапов, обстоятельств, факторов подготовки, совершения и сокрытия следов преступления, позволяющих воссоздать картину процесса его совершения”.1 2 Сходное определение дает В.
А.
Образцов: “Механизм преступления представляет собой реализуемую в определенных условиях, выражении, направленности и последовательности динамичную систему противоправных и ных связанных с ними поведенческих актов и обусловленных ими явлений, имеющих криминалистическое значение".3 Методология исследования закономерностей механизма преступной деятельности это познавательный комплекс, который имеет собственную структуру и выступает как нечто целое.
Проблема системообразующего начала, на базе которого и ведется исследование закономерностей механизма преступления, является ключевой в конкретной методологии.
Ключевая категория подчиняет себе все остальные, в известном смысле снимая их самостоятельность, 1Белкин Р, С., Каминский М.
К , Коломацкий В.
Г.
Криминалистическое учение о механизме преступления, способах его подготовки совершения и сокрытия // Криминалистика.

Т.
1: Общая и частные теории.
М., 1995.
С.
83.
2Яблоков И.
П.
Криминалистическая характеристика преступления // Криминалистика.
М., 1995.
С.
50.
3 Образцов В.
А.
Теоретические основы раскрытия преступлений, связанных с ненадлежащим исполнением профессиональных функций в сфере производства.
Иркутск, 1985.
С.
22.


[стр.,140]

140 сти защитной функции, принципиально не выявлялась бы (ни при каких условиях).
Надежность механизма преступной деятельности способность сохранять пропорциональные степени интенсивности функций при изменяющихся факторах внешней среды.
Время срабатывания защитной функции должно соответствовать скорости этих изменений.
Если защитная реакция происходит медленнее, чем нарастает опасность, механизм разрушается.
2.3.
Полноструктурная модель механизма преступной деятельности Ранее уже упоминалось, что представления криминалистов о структуре преступной деятельности расходятся лишь по количеству выделяемых элементов.
При этом мало кого интересовало, совпадают ли эти структурные элементы, например, с видами частных поисково-розыскных версий.
Иначе говоря, структуризация проводилась безотносительно не только к последующему исследованию модели, но и к прикладному использованию криминалистической характеристики в качестве некоторой экспертной системы для выдвижения и разработки типовых версий.

К примеру, весьма полезная глава о розыскной деятельности следователя в современном учебнике криминалистики, к сожалению, не содержит даже упоминания о розыскных версиях, не говоря о построении и разработке.1 Так, во всех публикациях авторы называют субъекта преступной деятельности как атрибутивный (обязательный) элемент модели.1 2 Далее весьма пестрая картина.
1Закатов А.
А.
Розыскная деятельность следователя // Криминалистика.
Волгоград, 1994.Т.2.
С.
263-274.
2См., например: Белкин Р.
С, Каминский М.
К., Коломацкий В.
Г.
Криминалистическое учение о механизме преступления, способах его подготовки совершения и сокрытия
И Криминалистика.
М., 1995.
Т.
1.
С.
81.


[стр.,141]

141 Одна группа авторов делает упор на возрастные, психологические, физические особенности личности.1 Другая группа криминалистов выделяет, прежде всего, интересы и потребности личности, знания и убеждения человека, интеллектуальные и волевые свойства, нравственные качества и установки, темперамент и т.
д.1 2 Третья группа имеет в виду социальное и семейное положение, профессиональную принадлежность, образовательный и культурный уровень, а также биологические и психические особенности субъекта.3 По нашему мнению, каждый выделяемый элемент должен соответствовать не столько моделям деятельностного подхода вообще, сколько прикладным задачам криминалистического исследования преступной деятельности, а именно: соответствует ли элемент или его параметр типологии частных версий.
Так, В.
А.
Образцов перечисляет вполне конкретные и потому ценные, на наш взгляд, особенности лиц, совершающих преступления (наличие или отсутствие возможности легального доступа к
предмету посягательства, соотношение места его жительства, работы, отдыха с местом и временем совершения преступления и др.).4 Безусловно, речь должна идти именно о таком структурно-факторном окружении субъекта, которое позволяет выдвигать некую исходную розыскную версию-посылку, а затем строить закономерные версии-следствия.5 1Герасимов И.
Ф.
Общие положения методики расследования преступлений // Криминалистика.
М , 1994.
С.
332.

2Самыгин Л.
Д , Яблоков //.
П.
Преступная и криминалистическая деятельность //Криминалистика.
М., 1995.
С.
22.

3Типовые модели и алгоритмы криминалистического исследования.
М., 1989.
С.
27.

4Образцов В.
А.
Учение о криминалистической характеристике преступлений // Криминалистика.
М., 1995.
С.
41.
5См.
подробнее об этом: Дубин А.
Ф.
Взаимодействие следователя и оперуполномоченного ОБХСС со специалистами и экспертами при выявлении и расследовании хищений в РАПО.
Горький, 1987.
С.
15— 27.; Он же.
Практические занятия по криминалистической методике в специализированном вузе // Со

[Back]