Проверяемый текст
Лубин, Александр Федорович; Методология криминалистического исследования механизма преступной деятельности (Диссертация 1997)
[стр. 81]

усеченным, а, следовательно, и криминалистическая характеристика не может быть полной.
Концептуальная модель механизма преступной деятельности отражает взгляды определенной научной школы или направления.
Так, например, В.Е.
Корноухов связывает механизм преступлений в сфере экономической деятельности исключительно с подлогами в документах.
Отсюда «тактические операции» по исследованию документов, «проверке материалов ревизии и инвентаризации», «производству судебно-бухгалтерской и экономической экспертиз» и «проведению ревизий при расследовании преступлений»1.
Примером авторской модели служит монографическая разработка В.А.
Егорова.
Автор весьма оригинально выделил семь элементов в криминалистической модели экономического преступления: 1) объективные факторы; 2) субъективные; 3) способы подготовки; 4) способы совершения; 5) способы сокрытия; 6) следы; 7) последствия преступлений.
Причем, в факторы объективного порядка включает, например, «сведения об общественной опасности преступлений»2.
Наша позиция также отражает взгляды определенной научной школы3.
В соответствии с этими взглядами: 1) криминалистическая характеристика преступной деятельности не служит и не может служить составным элементом частной методики рассле81 1 Корноухое В.Е.
Структура класса методик.
Общая характеристика процесса расследования // Курс криминалистики.
Т.
2.
Особенная часть.
М.: Юристь, 2004.
С.
9.
К сожалению, концепция научной школы В.Е.
Кориоухова (впрочем, как и ряда других научных школ) не получила должной оценки в научной литературе.
2 Егоров В.А.
Криминалистические модели экономических преступлений в кредитно-финансовой сфере: Монография.
Саратов: СЮИ МВД России, 1999.
С.
101-104.
3 Речь идет о научной школе «Криминалистическое обеспечение экономической безопасности России», которая функционирует в Нижегородской академии МВД России с 1987 года (см.
протокол № 5 Ученого совета НА МВД России от 26 мая 2008).
В частности, констатировано, что новая теоретическая модель механизма преступной деятельности отличается от прежних: а) по предпосылкам создания; б) по структуре; в) по цели и задачам исследования; г) по возможностям верификации и развития.
[стр. 15]

15 ступной деятельности, строилась методологическая программа ее исследования, выявлялась частотная характеристика отдельных элементов модели, изучались детерминирующие факторы и т.
д.
Особое значение отводилось созданию комплекса методических и программных (компьютерных) средств статистического анализа построенной модели механизма преступной деятельности.
По результатам проделанной работы издана монография, подготовлено ряд научных сообщений на различных конференциях и Ученом совете Нижегородского юридического института МВД России.
Научная новизна и теоретическая значимость диссертационного исследования, во-первых, состоит в том, что методологическая позиция автора отражает, с одной стороны, новый крупномасштабный подход к созданию универсальной модели механизма преступной деятельности, а с другой представляет собой исследовательскую программу анализа построенной модели.
Во-вторых, теоретическая модель механизма преступной деятельности отличается от прежних: а) по предпосылкам создания; б) по структуре; в) по цели и задачам исследования; г) по возможностям верификации и развития (по законам “открытой архитектуры”).
В-третьих, удалось выявить основную предпосылку формирования исследовательской модели механизма преступной деятельности закономерность того, что в структуре расследования доминирующей задачей является версионный анализ исходной информации.
Отсюда оказалось возможным получить “зеркальное” соответствие структуры модели со структурой версионного анализа.
Корреляция (взаимосвязь) главных элементов модели предполагает корреляцию типовых версий.
В-четвертых, структурная новизна модели механизма преступной деятельности обусловлена закономерностями: а) пропорционального равенства степени проявления функций развития, защиты и отображения; б) одновременного проявления всех функций на каждой стадии развертывания механизма; в) соответствия степени проявления функций и содержания вереи

[стр.,98]

98 Наконец, еще об одном понятии “криминалистическая характеристика преступлений”.
Во-первых, ясно, что речь должна идти о характеристике преступной деятельности, а не о преступлении.
Такая характеристика “не является внутренне присущей общему понятию преступления” и не вытекает из этого понятия.1 Во-вторых, скорее всего, будет методологической ошибкой изолированно от преступной деятельности в целом изучать и характеризовать, например, способ совершения действий, формы и содержание противодействия расследованию и т.
д.1 2*Только и возможно в общем механизме проследить роль и значимость отдельного элемента.
В-третьих, нет сомнений: криминалистическая характеристика преступной деятельности не служит и не может служить составным элементом частной методики расследования преступлений, хотя почти во всех публикациях именно таковым она объявляется.5 В таких публикациях, видимо, нужно делать оговорку типа: “В начале каждой частной методики, исключительно из соображений удобства и в дидактических целях, излагается соответствующая криминалистическая характеристика преступной деятельности, которая, однако, не входит составной частью в технологию (методику) расследования”.4 1Пантелеев И.
Ф.
Криминалистическая характеристика преступлений // Криминалистика.
М., 1988.
С.
455.
2Автор, по мере возможного, пытался избежать негативных последствий такого подхода (см.: Журавлев С.
Ю., Лубин А.
Ф.
Противодействие расследованию.
Н.
Новгород, 1994.; Журавлев С.
Ю., Лубин А.
Ф.
Расследование взяточничества и коррупции.
Н.
Новгород, 1995).
5Герасимов И.
Ф.
Общие положения методики расследования преступлений // Криминалистика.
М., 1994.
С.
328.; Радаев В.
В.
Криминалистическая характеристика преступлений и ее использование в следственной практике.
Волгоград, 1987.
С.
13; и др.
4К сожалению, и сам автор подобной оговорки ранее не делал.
См.: Лубин А.
Ф.
Криминалистическая характеристика преступной деятельности в сфере экономики: понятие, формирование, использование.
Н.
Новгород, 1991.

[Back]