Проверяемый текст
ИНФОРМАЦИОННЫЕ ВОЙНЫ И РОССИЯ. Панарин И.Н. // Сборник материалов «круглого стола» ИНФОРМАЦИЯ. ДИПЛОМАТИЯ. ПСИХОЛОГИЯ / М.: Известия, 2002
[стр. 101]

101 неблагоприятного влияния.
Во-вторых, существуют более простые в техническом нлпне и вместе с тем эффективные способы обеспечения информационной безопасности, о которых пойдет речь далее.
И все же главным преимуществом и основой фильтрации негативного воздействия в данной сфере мы считаем адекватную общественную, государственную и личную самооценку, а также осознание субъектами инфовзаимодействия вовлеченности в этот процесс, что позволит выявить изначально скрытые попытки манипулирования.
2.3, Методы ведения информационных войн Невозможно описать всю совокупность используемых манипулятивных приемов, их вариантов и видоизменений, Но ото собственно и пе является необходимым.
В наших целях достаточно выделить определенную их часть, которая составляет
«ядро» технологических элементов системы манипулятивного воздействия, используя комплексный критерий, который основывается на учете сочетания трех основных параметров: — "частоты использования приемов в различных маншгулятивных технологиях; — широты их применения в разнообразных информациопнокоммуникативных ситуациях; — степени действенности, связанной с повышением эффекта манипулятивного воздействия на человека.
С учетом данного комплексного критерия
можно выделить группы манипулятивных приемов, имеющих наиболее универсальный характер, с высокой частотой встречаемости в различных манипулятивпых технологиях, имеющих сферу применения в таких информационно-коммуникативных ситуациях, как публичные дискуссии и групповые обсуждения, выступления на митингах и демонстрациях, в средствах массовой коммуникации, в межгрупповых и межличностных конфликтах, характеризующиеся достаточно высокой действенностью и влиянием на психику человека.
Данные приемы ха
[стр. 104]

моментами частной жизни политических деятелей, должностных лиц, “звезд” эстрады (здесь вступает в силу эффект обывателя “они такие же, и даже хуже”), романтизацией различных форм насилия, эксплуатацией интереса к половым извращениям и т.п.
С одной стороны, подобная практика поддерживает весьма привлекательную идею свободы информации, свидетельствует о возможности говорить практически обо всем, с другой стороны, она же способствует распространению форм поведения благодаря которым общество в конце концов страдает.
То есть, определенным образом программируется поведение аудитории, особенно молодежи, сознание которой только формируется.
Так как человек не может не беспокоиться относительно своего будущего (хотя бы неосознанно), среди приемов завоевания доверия заметное место занимает предсказание событий, то есть сообщения о тех событиях которые могут случиться и об этом извещают заранее.
Религиозные секты пугают концом света, а опытные манипуляторы сообщают о том, что точно знают наперед.
Используя этот прием, иногда специалисты его обозначают как “голос пророка”, можно существенно повысить степень доверия к источнику информации.
Коммуникатор, применяя данный прием, может ссылаться на события, которые он, якобы, предсказал заранее и, которые получили развитие, схожее с “предсказанным” в силу объективных условий, либо в силу случайности.
Профессиональные предсказатели и гадалки часто стремятся дать информацию в общем виде, позволяющем независимо от развития событий в последствии трактовать ее в выгодном для себя плане.
Известно, что чем более нестабильна ситуация в обществе, тем больший спрос на прорицателей.
Материалы СМИ, отобранные в качестве иллюстрации верных прогнозов, зачастую лишь плод проведенной селекции из всего многообразия предварительных версий о возможных событиях отбирается только та, которая оказалась ближе к реальности, об остальных просто не вспоминают.
Доверие создается также более оперативной информацией о текущих событиях, изменениях обстановки, с преобладанием тематики не находящей освещения в других источниках.
Сообщения по таким темам стараются сделать просто и убедительно.
Если информация по освещаемым темам не поддается перепроверке, то ее истинность (достоверность) в данном случае не обязательна, сообщение должно лишь вызывать планируемый эффект.
2.2.
Манипулятивные техники в массовых информационных процессах Невозможно описать всю совокупность используемых манипулятивных приемов, их вариантов и видоизменений.
Но
это собственно и не является необходимым.
В наших целях достаточно выделить определенную их часть, которая составляет
“ядро” технологических элементов системы манипулятивного воздействия, использую комплексный критерий, который основывается на учете сочетания трех основных параметров: частоты использования приемов в различных манипулятивных технологиях; широты их применения в разнообразных информационно-коммуникативных ситуациях;

[стр.,105]

степени действенности, связанной с повышением эффекта манипулятивного воздействия на человека.
С учетом данного комплексного критерия
возможно выделить группы манипулятивных приемов, имеющих наиболее универсальный характер, с высокой частотой встречаемости в различных манипулятивных технологиях, имеющих сферу применения в таких информационно-коммуникативных ситуациях как публичные дискуссии и групповые обсуждения, выступления на митингах и демонстрациях, в средствах массовой коммуникации, в межгрупповых и межличностных конфликтах, характеризующиеся достаточно высокой действенностью и влиянием на психику человека.
Данные приемы характеризуются
высокой степенью выраженности по всем трем параметрам выделенного комплексного критерия.
С точки зрения истории справедливо отметить, что одной из первых попыток систематизации приемов информационно психологического воздействия на массовое сознание с помощью пропаганды, явилось описание в ряде зарубежных и отечественных источников технологии стереотипизации и “большой лжи”1 , а также выделение следующих семи основных приемов информационно-психологического воздействия достаточно широко известных специалистам как "азбука пропаганды": “Приклеивание или навешивание ярлыков” (name calling); -“Сияющие обобщения” или “блистательная неопределенность” (glittering generality); “Перенос” или “трансфер” (transfer); “Ссылка на авторитеты”, “по рекомендации”, “свидетельства” или “свидетельствование” (testimonial); “Свои ребята” или “игра в простонародность” (plain folks); “Перетасовка” или “подтасовка карт” (card stacking); -“Общий вагон”, “общая платформа” или “фургон с оркестром” (band wagon) Эти семь основных приемов в систематизированном виде были сформулированы в США в конце 30-х годов в Институте анализа пропаганды.
Известно, что основой для анализа этих приемов во многом послужила практика обработки массового сознания в нацистской Германии.
Они нашли широкое применение в рекламно-пропагандистских акциях и в настоящее время активно используются российскими средствами массовой коммуникации.
Содержание этих основных приемов можно коротко охарактеризовать следующим образом.

[Back]