Проверяемый текст
ИНФОРМАЦИОННЫЕ ВОЙНЫ И РОССИЯ. Панарин И.Н. // Сборник материалов «круглого стола» ИНФОРМАЦИЯ. ДИПЛОМАТИЯ. ПСИХОЛОГИЯ / М.: Известия, 2002
[стр. 105]

105 7.
«Общий вагон», «общая платформа» или «фургон с оркестром» (band wagon).
При использовании данного приема осуществляется подбор суждений, высказываний, фраз, требующих единообразия в поведении, создающих впечатление, будто так делают все.
Сообщение, например, может начинаться словами;
«Все нормальные люди понимают, что...» или «ни один здравомыслящий человек не станет возражать, что...» и т.
п.
Посредством
«общей платформы» у человека вызывается чувство уверенности в том, что большинство членов группы, определенной социальной общности и, в частности, с которой он себя идентифицирует или мнение которой значимо для него, принимают конкретные ценности, идеи, программы, разделяют предлагаемую точку зрения.
Апелляция ко «всем» учитывает, что люди, как правило, верят в побеждающую силу и правильность мнения большинства и поэтому, естественно, хотят быть с теми, кто его составляет.
Происходит некритическое принятие излагаемых в сообщении оценок, точек зрения и т.
п, Для иллюстрации использования некоторых подобных приемов
политической борьбы в современных российских условиях можно привести достаточно характерный пример? принцип «делайте выводы сами» растворялся в потоке фактов, которые хотя и имели некую тенденцию, но из-за скорости подачи не поддавались полноценному осмысливанию аудиторией.
В конце XX в.
широкое распространение получили психотехнологии, основанные на новейших достижениях психолингвистики, зриксонского гипноза, НЛП.
Все они отличаются высокой эффективностью информационного воздействия на подсознание человека.
Например, могут быть использованы следующие приемы из современного арсенала психотехнологий: 1* Фрагментация информационного потока состоит в подаче огромного количества информации единым потоком, так что какуюлибо тенденцию уловить довольно сложно, а массовому потребителю практически невозможно.
2, Метод семантического манипулирования.
Суть его в тщательном отборе слов, вызывающих либо позитивные, либо негативные ассоциации и таким образом влияющих на восприятие информации (наш человек — разведчик, их — шпион и т.
д.).
[стр. 107]

Таким образом, у человека, как объекта манипулятивного воздействия, инициируется формирование соответствующего отношения эмоционально позитивного или отрицательного.
“Свои ребята” или “игра в простонародность” (plain folks).
Иногда также используются такие названия как “рубаха-парень”, “простонародность”, “простой” или “свой парень”.
Цель данного приема состоит в попытках установления доверительных отношений с аудиторией, как с близкими по духу людьми на основании того, что коммуникатор, его идеи, предложения, высказывания хороши так как принадлежат простому народу.
Осуществляется инициирование ассоциативных связей личности коммуникатора и его суждений с позитивными ценностями изза их народности или принадлежности его самого к народу, как выходцу из простых, обыкновенных людей.
Достаточно часто этот прием используется для создания позитивного отношения к конкретному человеку, являющемуся в данном случае объектом рекламно-информационного продвижения, пропагандистской кампании по формированию спроектированного (сконструированного) для него имиджа “человека из народа” и, таким образом, формирование к нему доверия и позитивного отношения.
“Перетасовка” или “подтасовка карт” (card stacking).
Содержание данного приема заключается в отборе и тенденциозном преподнесении только положительных или только отрицательных фактов и доводов при одновременном замалчивании противоположных.
Его основная цель, используя односторонний подбор и подачу фактов, свидетельств, доводов, показать привлекательность или наоборот неприемлемость какой-либо точки зрения, программы, идеи и т.п.
В последнее время этот прием чаще используется в измененном виде под названием “потенцирование” или “акцентирование”.
П.Мицич употребляет прием потенцирования как возможно более мягкую форму “подтасовки карт”1 .
“Общий вагон”, “общая платформа” или “фургон с оркестром” (band wagon).
При использовании данного приема осуществляется подбор суждений, высказываний, фраз, требующих единообразия в поведении, создающих впечатление, будто так делают все.
Сообщение, например, может начинаться словами:
“Все нормальные люди понимают, что...” или “ни один здравомыслящий человек не станет возражать, что...” и т.п.
Посредством
“общей платформы” у человека вызывается чувство уверенности в том, что большинство членов группы, определенной социальной общности и, в частности, с которой он себя идентифицирует или мнение которой значимо для него принимают конкретные ценности, идеи, программы, разделяют предлагаемую точку зрения.
Аппеляция ко “всем”, отмечает Ю.А.Шерковин,

[стр.,108]

учитывает, что люди, как правило, верят в побеждающую силу и правильность мнения большинства и поэтому, естественно, хотят быть с теми, кто его составляет.
Происходит некритическое принятие излагаемых в сообщении оценок, точек зрения и т.п.
Для иллюстрации использования некоторых подобных приемов
в условиях политической борьбы в современных российских условиях можно привести достаточно характерный пример.
В 1995 году был выпущен массовым тиражом календарик, лицевая сторона которого состоит из следующих элементов: верхняя часть название пропагандируемого общественно-политического движения: "ВПЕРЕД, РОССИЯ!"; центральная часть цветная портретная фотография лидера движения, выступающего в качестве объекта рекламнопропагандистского продвижения, имидж которого является предметом рекламно-информационной кампании; нижняя часть представляет высказывание из двух коротких суждений и заключается именем и фамилией лидера движения "МЫ НЕ ЛЕВЫЕ И НЕ ПРАВЫЕ.
МЫ НОРМАЛЬНЫЕ.
КАК И ВЫ.
Борис Федоров".
В биографической справке, расположенной в агитационных материалах движения, указывается: ...Родился ...
в рабочей семье.
...
Жил в подвале и коммуналке, всего добивался сам.
...
Избран депутатом Государственной думы...
по рабочему району с тяжелой социальноэкономической обстановкой (АЗЛК, "Серп и Молот").
Мультипликативность (дробление) подачи информации, избыточность, высокий темп.
Особенно часто эти приемы применяется в телевизионных передачах.
Причем зачастую они применяются в комплексе, что позволяет их сочетание рассматривать как своеобразную специфическую манипулятивную технику.
Г.
Шиллер, критикуя подобную практику пишет: “При передаче новостей по радио и телевидению многочисленные не связанные друг с другом сообщения выстреливаются в эфир подобно автоматной очереди....
Полное безразличие, с которым реклама относится к любым политическим или социальным событиям, врываясь в передачи независимо от того, о чем идет речь, низводит любые социальные явления до уровня ничего не значащих происшествий”1 .
Восприятие таких материалов носит кумулятивный характер, т.е.
впечатление от серии разрозненных документов и тезисов дает не меньший результат, чем тщательное аргументирование и обсуждение конкретного вопроса.
При этом, в случае аудиовизуального воздействия, значительный расчет делается на нефиксированность теле-радиосообщений и скользящее их восприятие.
Слушатель, следя за быстрой речью, из-за несовершенства памяти упускает ссылки на некоторые важные положения, на источник информации и сам в своем воображении уже связывает и согласует несогласованные части воспринимаемых программ.
В отечественной практике мы имели пример, когда подобное информирование усугублялось подбором фактов устрашающего характера.
Так было в программе “600 секунд”, когда аудитории не просто быстро “выстреливались” события, а

[Back]