Проверяемый текст
Дзялошинский И. М. Информационное пространство России: структура, особенности функционирования, перспективы эволюции. – М. 2001
[стр. 20]

20 В настоящее время существуют три основных подхода к пониманию информационного пространства: геополитический, информационно-коосферный и социальный1 » В рамках геополитического подхода информационное пространство — это территория, имеющая определенные границы, в частности границы государства» в пределах которых происходит информационный обмен.
С позиций информационно-поосферного подхода информационное пространство описывается как система информационных взаимодействий и в любом явлении, субъекте выделяется носимая им информационная функция.
Сторонники социального подхода утверждают, что информационное пространство — это система отношений между людьми, общностями, группами, возникающих по поводу информации.
Очевидно, что каждый из подходов несет в себе печто ценное» применимое на практике.
Чтобы выделить такие моменты, рассмотрим каждый кз подходов более подробно» Геополитическое понимание мпфопрострапства.
Анализ контекстов использования понятия «информационное пространство»
покалывает, что многие политики и обслуживающие этих политиков аналитики трактуют «информационное пространство* как некую «территорию», то есть сознательно или интуитивно встраивают это понятие в некий геополитический дискурс, в рамках которого понятия «пространство» и «территория» выступают в качестве фундаментальных, Так, например, в книге Т.
В.
Закупень информационное пространство рассматривается как «территория, «покрытая«охваченная^ информацией, информационными ресурсами и инфраструктурой в рамках
которой все субъекты...
имеют одинаковые возможности получения, передача и всех других манипуляций с информацией в любой точке этого пространства»2 .
Аналогичные определения использует Е.
П.
Прохоров.
Однако он уточняет, что для журналистики информационное пространство — 1 Дэялотттинск!"} И.
М.
Информационное прострлистио России: структура, особенности Футттщолтфокания, перспективы эволюции, — м..
200 L.
s Закуисш, Т.
В.
Нраооаыс и организации иные асшлсты формировании информационного пространства государстти-учаегникоп СНГ.
— M., 19D&.
— С.
20.
[стр. 4]

Иосиф Дзялошинский 2 таком подходе используются категории: «упорядочен ная совокупность информационных процессов»; «ин формационное поле»; «информационно поисковая система» и т.д.
Иногда в качестве информационных пространствинтерпретируютсяиспользуемыевсемио тике аналогичные конструкции (знаковые системы, смысловые поля и т.п.).
В последнее время появились попытки увязать категорию «информационное про странство» с ноосферной проблематикой.
Наконец, возможен третий дискурс — социальный, в рамках которого информационное пространство рас сматривается как сфера отношений между людьми и общностями по поводу информации.
Любой смысл «информационного пространства» содержит эти моменты, но в разной «пропорции».
При доминировании первого получаем «информационное пространство» как информационно насыщенное мет рическое.
При доминировании второго — некоторое модельное представление совокупности информаци онных процессов, определенной информационной структуры, динамической информационной системы и т.д.
При доминировании третьего — представление об особых информационных отношениях между людьми.
Рассмотрим эти подходы подробнее.
1.
ТРИ ПОДХОДА К ОСМЫСЛЕНИЮ ПОНЯТИЯ «ИНФОРМАЦИОННОЕ ПРОСТРАНСТВО» ГЕОПОЛИТИЧЕСКОЕ ПОНИМАНИЕ ИНФОРМАЦИОННОГО ПРОСТРАНСТВА Анализ контекстов использования понятия «Инфор мационное пространство» показывает, что многие по литики и эксперты трактуют «информационное про странство» как некую «территорию», то есть сознатель но или интуитивно встраивают это понятие в некий геополитический дискурс, в рамках которого понятия «пространство» и «территория» выступают в качестве фундаментальных.
Так, например, в
названной выше книге Т.В.Закупень информационное пространство рассматривается как территория, «покрытая», «охва ченная» информацией, информационными ресурса ми и инфраструктурой, в рамках которого все субъек ты… имеют одинаковые возможности получения, пе редачи и всех других манипуляций с информацией в любой точке этого пространства»3 .
Примеры аналогичных определений есть и в книге Е.П.Прохорова.
Однако Прохоров уточняет, что для журналистики информационное пространство это не просто территория, на которой действуют СМИ: «тер ритория значима для СМИ населяющими ее людьми, составляющими реальную, расчетную, потенциальную аудиторию функционирующих в этом пространстве СМИ.
Значит, пространство имеет не только геогра фические, но и журналистско аудиторные характери стики»4 .
Любопытно, что, оценивая наработки по про блеме «информационного пространства» (или «поля», «среды» — пока все эти термины используются прак тически синонимично), Прохоров подводит промежу точные итоги разработки проблемы и формулирует следующие выводы.
«Во первых, информационное пространство (ИП) — это некая территория, где действуют СМИ, располагающие информационными ресурсами (как национальными, так и международными), обращен ными к наличной потенциальной аудитории; во вторых, в ИП должны быть налажены некие ус тойчивые отношения между СМИ и «потребителями информации»; в то же время аудитория («потребите ли») СМИ имеет одинаковые возможности для кон тактов со СМИ в любой точке ИП, а информацион ные ресурсы доступны каждому гражданину; в третьих, при этом существуют некие стандарты, определяющие правила взаимодействия СМИ и ауди тории; СМИ функционируют на основе единых прин ципов и по общим правилам; их основа и суть — ка ким то образом упорядоченное получение и обмен информационными ресурсами; в четвертых, смысл создания и функционирования ИП — реализация прав граждан на информацию, удов летворение их информационных потребностей, при чем со стороны СМИ обеспечиваются актуальность, доступность, полнота, достоверность, оперативность, сопоставимость информации.
Искомый результат — демократическое массовое сознание; в пятых, при оптимальной организации ИП недо пустимо возникновение преимуществ для одних сло ев «потребителей» в ущерб другим; поэтому необхо димы правовые акты, преследующие нарушение за конных прав и интересов граждан в информационной сфере, а также контроль за распространением инфор мации, оказывающей негативное воздействие»5 .
Анализируя работы, в которых «информационное пространство» рассматривается как некая информати зированная территория, можно заметить, что авторы этих определений либо не замечают, либо сознатель но обходят вопрос о субъекте таким образом понимае мого пространства.
Дело в том, что в геополитике «про странство» является не столько вместилищем государ

[Back]