Проверяемый текст
Дзялошинский И. М. Информационное пространство России: структура, особенности функционирования, перспективы эволюции. – М. 2001
[стр. 24]

24 концептуальная модель информационного пространства, в которой выделяются пять объектов: образ, знак, концепт, текст, документ1 .
Обосновывая такую модель, Каптерев А.
И.
опирается на следующую систему аргументов.
Психологи и философы сходятся в том, что единицей мышления человека является образ, который существует в виде ассоциаций в различных формах.
Для оперирования образами в пространстве и во времени они должны быть означены, т.
е.
представлены знаками.
Определение места знака в системе знаков требует его однозначного толкования, что приводит к возникновению понятий.
Понятие (концепт) представляет собой
олемепт знания.
Переход от концептуальных моделей к их словесным трактовкам обозначается понятием интерпретация.
В результате этого процесса появляются тексты различного содержания.
Оформление текстов в различные формы приводит к появлению документов, а сам процесс мы называем документализацией.
Таким образом и были выделены пять основных объектов информационного пространства,
а именно процессы опредмечивания объектов информационного пространства (экстериоризации) и их распредмечивания (интериоризации).
Так формируются ось опредмечивания: «автокоммуникация — семантизация— концептуализация— интерпретация— документализация» и противоположно направленная ось распредмечивания: «чтение — образование — познание— восприятие— понимание».

Поведение субъекта в информационном пространстве можно рассматривать с двух точек зрения: как преимущественно логическое и как преимущественно
интуитивное.
Соответственно, формируются две оси: ось преимущественно логического поведения в информационном пространстве «мышление — общение— обучение— наука— информационная деятельность» и ось преимущественно интуитивного поведения «медитация— телепатия— вера— священные тексты— ритуал».
Информационное пространство в целях упорядочивания порождает ряд рефлексивных процессов, также соответствующих пяти вышеназванным объектам.

1 Кй11тси:к А.
И.
Мультимедиа кик содтгокультуркый Фек»>м«:н.
— М<, 2002.
[стр. 5]

3 Информационное пространство России ства и его сил (экономических или военных), сколько самостоятельной силой, то есть специфическим ресур сом.
Не случайно для геополитики пространство яв ляется объектом захвата и удержания государствами.
Именно государство (или некая замещающая его структура) является субъектом пространства террито рии.
Отметим этот тезис, поскольку именно он лежит в основе геополитического мышления как такового и именно это положение является основной причиной популярности геополитического мышления в России.
Геополитики полагают, что именно пространство сей час стало не просто главным, но, по сути, и послед ним ресурсом России.
Контролируя пространство, го сударство осуществляет контроль над остальными ре сурсами6 .
Таким образом, в чисто геополитическом смысле понятием «информационное пространство» обознача ется выделенная неким субъектом по какому то кри терию территория, на которой размещаются инфор мационные ресурсы, источники информации, техно логические системы сбора, обработки распростране ния информации, а также пользователи информаци онных ресурсов, подпадающие под юрисдикцию зако нодательства, действующего на этой территории.
В этом смысле все разговоры о мировом (или глобаль ном) информационном пространстве и даже инфор мационном пространстве СНГ представляются либо малообоснованными, либо маскирующими какие то другие интересы.
В рамках данного подхода у любого пространства есть два главных признака: быть вместилищем чего то и иметь границы.
В геополитическом понимании пространство осваивается, завоевывается, колонизи руется.
Поэтому так важно точно определять границы информационного пространства и защищать их от посягательства враждебных сил.
Именно это и имеют в виду многие из тех, кто активно использует понятие «информационное пространство» и пекутся о его за щите.
Сторонники этого подхода категорически не жела ют видеть, что сегодня во всем мире идут процессы переосмысления границ.
Даже в чисто территориаль ном аспекте прежние границы, функционировавшие как важнейший элемент «железного занавеса» между капитализмом и социализмом, теряют привычный смысл.
Благодаря усиливающемуся трансграничному сотрудничеству на фоне становления единой Европы еврорегионы инициируют новые импульсы для быст рого развития прежних периферийных территорий.
С другой стороны, на части прежде единого простран ства возникли новые государственные границы, кото рые постепенно приобретают смысл новой «границы Европы».
Этот процесс явно затрагивает и другие «про странства», о которых будет идти речь дальше.
А уж в сфере информационных процессов любые границы имеют чисто символический смысл.
Основ ная социальная функция границы — обеспечивать коллективную идентичность — практически никак не реализуется в сфере информационных отношений.
Более того, ни один нормальный человек не может испытывать гордости от того, что он в силу каких то причин — незнания языка, отсутствия средств и др.
— не в состоянии побывать в иных информационных мирах.
ИНФОРМАЦИОННО НООСФЕРНОЕ ПОНИМАНИЕ ИНФОРМАЦИОННОГО ПРОСТРАНСТВА Специалисты в области информационных исследова ний выделяют несколько направлений анализа инфор мационного пространства.
В рамках одного из этих направлений предлагается концептуальная модель информационного пространства, в которой выделяют ся пять объектов: образ, знак, концепт, текст, доку мент7 .
Аргументируя этот набор, автор опирается на сле дующую систему аргументов.
Психологи и философы сходятся в том, что единицей мышления человека яв ляется образ, который существует в виде ассоциаций в различных формах.
Для оперирования образами в пространстве и во времени они должны быть означе ны (т.е.
представлены знаками).
Определение места знака в системе знаков требует его однозначного толкования, что приводит к возник новению понятий.
Понятие (концепт) представляет собой
элемент знания.
Переход от концептуальных моделей к их словесным трактовкам обозначается по нятием интерпретация.
В результате этого процесса появляются тексты различного содержания.
Оформ ление текстов в различные формы приводит к появле нию документов, а сам процесс мы называем докумен тализацией.
Таким образом, и были выделены пять ос новных объектов информационного пространства.

Соответственно необходимы процессы опредмечи вания объектов информационного пространства (экс териоризации) и распредмечивания (интериоризации) их.
Так формируются ось опредмечивания: «автокомму никация — семантизация — концептуализация — ин терпретация — документализация» и противополож но направленная ось распредмечивания: «чтение — об разование — познание — восприятие — понимание».


[стр.,6]

Иосиф Дзялошинский 4 Поведение субъекта в информационном пространст ве можно рассматривать с двух точек зрения: как пре имущественно логическое и как преимущественноинтуи тивное.
Соответственно формируются две оси: ось преиму щественно логического поведения в информационном пространстве «мышление — общение — обучение — наука — информационная деятельность» и ось преиму щественно интуитивного поведения «медитация — те лепатия — вера — священные тексты — ритуал».
Ин формационное пространство в целях упорядочивания порождает ряд рефлексивных процессов, также соот ветствующих пяти вышеназванным объектам.

Так воз никает ось рефлексии: «идентификация — идеогра фия — концептография — текстография — докумен тография».
В рамках другого направления разрабатывается идея рассмотрения информационного пространства как гипертекстовой структуры.
В данном случае речь идет о том, что с точки зрения своего содержания ин формационное пространство выступает вместилищем разнообразных образов, знаков, концептов, текстов, документов, которые связаны друг с другом многими возможными переходами.
Еще одна версия осмысления информационного пространства изложена в «Концепции формирования и развития единого информационного пространства России и соответствующих государственных инфор мационных ресурсов».
Концепция разработана в 1995 году во исполнение Указа Президента Российской Федерации от 1 июля 1994 года № 1390 «О совершен ствовании информационно телекоммуникационного обеспечения органов государственной власти и поряд ке их взаимодействия при реализации государствен ной политики в сфере информатизации».
Авторы концепции указывают, что «информацион ные услуги, ресурсы и программные продукты (инфор мационный потенциал) распространены по террито рии России крайне неравномерно, причем в основном ими обеспечены центральные области.
Это распреде ление соответствует распределению основных научных и информационных центров России и не учитывает потребности населения и органов управления.
Имен но поэтому требует скорейшего решения задача вырав нивания информационного потенциала.
Указанные проблемы можно решить только путем формирования единого информационного пространства России».
И далее дается формулировка: «Единое информацион ноепространствопредставляетсобойсовокупностьбаз и банков данных, технологий их ведения и использо вания, информационно телекоммуникационных сис тем и сетей, функционирующих на основе единых принципов и по общим правилам, обеспечивающим информационное взаимодействие организаций и гра ждан, а также удовлетворение их информационных потребностей.
Иными словами, единое информаци онное пространство складывается из следующих глав ных компонентов: • информационные ресурсы, содержащие данные, сведения и знания, зафиксированные на соответст вующих носителях информации; • организационные структуры, обеспечивающие функционирование и развитие единого информаци онного пространства, в частности, сбор, обработку, хранение, распространение, поиск и передачу инфор мации; • средства информационного взаимодействия гра ждан и организаций, обеспечивающие им доступ к ин формационным ресурсам на основе соответствующих информационных технологий, включающие про граммно технические средства и организационно нормативные документы.
Организационные структуры и средства информа ционного взаимодействия образуют информационную инфраструктуру».
Другими словами, для авторов данной Концепции информационное пространство есть некая никому (или всем?) принадлежащая совокупность информа ционных ресурсов, средств обеспечения их пополне ния и обработки, а также механизмов доступа пользо вателей к этим несметным, как полагают авторы Кон цепции, богатствам.
Про национальную или какую то иную территорию в этом определении ничего не говорится.
Наконец, в самое последнее время начинают появ ляться работы, в которых в анализе проблематики ин формационного пространства применяется термино логия и подходы, разработанные в рамках концепции ноосферы8 .
СОЦИАЛЬНОЕ ПОНИМАНИЕ ИНФОРМАЦИОННОГО ПРОСТРАНСТВА Особый интерес вызывает рассмотрение информаци онного пространства как поля социальных отноше ний 9 .
С этой точки зрения, информационное про странство есть совокупность определенных структур (индивидов, их групп и организаций), соединенных информационными отношениями, то есть отноше ниями сбора, производства, распространения и по требления информации.
Сама информация при этом рассматривается как некоторое отношение между

[Back]