Проверяемый текст
Уянаев, Борис Биязулкаевич; Стратегия устойчивого развития региональных социально-экономических систем (Диссертация 2009)
[стр. 136]

деятельность всех звеньев народного хозяйства, участвующих в решении проблемы, получить полное представление о совокупных затратах всех видов ресурсов и, следовательно, об эффективности тех или иных путей и способов удовлетворения общественных потребностей.
Тем самым программы реализуют целевую ориентацию народнохозяйственного развития, в том числе в рамках разработки территориальных и отраслевых программ, придают им
более комплексный характер, способствуют уменьшению сроков и повышению эффективности решения наиболее важных народнохозяйственных задач.
Изучая механизм комплексных целевых программ, их разработку, реализацию и т.п.
связанные с ними мероприятия невольно возникает два вопроса: выполняет ли КЦП как продукт интеллектуального труда методологические функции или же только лишь методические и прогнозные, прикладные? Другой вопрос можно ли использовать КЦП и комплекс мероприятий связанных с их разработкой и реализацией для иных целей, кроме цели разработки и реализации программ? Это, на наш взгляд, концептуальные вопросы, связанные с возможностью использования программных продуктов целях оценки других продуктов.
Ближайшее рассмотрение системы КЦП и тем более методики и методологии их разработки указывает на то, что последние могут быть использованы в качестве критерия верификации стратегий, концепций развития территорий, производственных комплексов, не говоря уже об методиках развития отдельных отраслей, предприятий.
Кроме того, представляется, что КЦП может быть
использован в качестве инструмента оценки эффективности уже разработанных стратегий и концепций развития территориальных социальноэкономических систем.
Попытаемся с этих позиций оценить «Стратегию развития Кабардино-Балкарской Республики»
разработанную до 2022 и 2030 гг.
Исходя из представленных теоретических и методологических положений проведем оценку существующей «Стратегии развития
136
[стр. 191]

всех звеньев народного хозяйства, участвую щ их в реш ении проблемы, получить полное представление о совокупных затратах всех видов ресурсов и, следовательно, об эффективности тех или иных путей и способов удовлетворения общественных потребностей.
Тем самым программы реализуют целевую ориентацию народнохозяйственного развития, в том числе в рамках разработки территориальных и отраслевых программ, придаю т им
комплексный характер, способствуют уменьш ению сроков и повыш ению эффективности решения наиболее важных народнохозяйственных задач.
6.2.
КЦП как критерий оценки эффективности региональны х стратегий (на примере «С тратегии развития К абардино-Балкарской Республики до 2022 года» и аналогичного документа, но на период до 2030 года) При изучении механизма комплексных целевых программ, их разработке, реализации, связанных с ними мероприятия невольно возникает два вопроса: выполняет ли К Ц П как продукт интеллектуального труда методологические функции или ж е только лишь методические и прогнозные, прикладные? Другой вопрос —мож но ли использовать К Ц П и комплекс мероприятий связанных с их разработкой и реализацией для ины х целей, кроме цели разработки и реализации программ? Это, на наш взгляд, концептуальные вопросы, связанные с возможностью использования программных продуктов, для оценки других продуктов.
Ближайш ее рассмотрение системы КЦ П и тем более методики и методологии их разработки указы вает на то, что последние могут быть использованы в качестве критерия верификации стратегий, концепций развития территорий, производственных комплексов, не говоря уж е о методиках развития отдельных отраслей, предприятий.
Кроме того, представляется, что КЦП мож ет быть
привлечена в качестве инструмента оценки эффективности уже разработанных стратегий и концепций развития, территориальных социально-экономических систем.
П опы таемся с этих позиций оценить «Стратегию развития Кабардино-Балкарской Республики»
разрабо192

[стр.,192]

тайную до 2022 и 2030 гг.
Исходя, из представленных теоретических и методологических полож ений проведем оценку существующей «Стратегии развития
КабардиноБалкарской Республики до 2022 года (аналогичная стратегия имеется так же и до 2030 года), презентация которой была проведена весной 2008 года в Нальчике.
Прежде всего, наблю дается явное, а местами скрытое, смешение трех самостоятельных объектов: стратегии, концепции и программы.
Напомним, что представляют данны е теоретические и методологические положения.
Одной из основных ош ибок, на наш взгляд, является отождествление стратегии с концепцией, стратегии с программой.
Такого рода отождествления, вы звано отсутствия четкого понимания того, что есть стратегия, концепция и программа.
Отличие концепции от стратегии состоит в том, что первая представляет собой систему взглядов на развитие национального сельского хозяйства.
Эта система взглядов не содержит ни цели, ни методов ее достижения, она отражает и выражает общ ее состояние проблемы.
В отличие от нее стратегия предполагает четкое выделение целей, иерархизацию и определение методов и средств достижения.
По стратегия, как и концепция, имеет временной горизонт и не является абсолютной, грубо говоря, разработанной на все времена и случаи.
Например, в качестве концепции развития конкретной территории, можно говорить о передовом регионе так, будь он отечественный или зарубежный.
В плане ж е стратегии такого уже не скажешь; этого определения нее будет явно недостаточно, т.к.
стратегия требует «детализации» этого определения «передовой регион».
О на предполагает, например, определение соотнош ения дотационный, депрессивный, самодостаточный и саморазвивающийся регион.
Но если по отнош ению к концепции стратегия представляет «более детальный продукт», то по отнош ению к программе, напротив, «более общий».
Программа, в отличие от стратегии, предполагает не только четкое выделение цели и средств (которые заимствую тся из стратегии), но и четкое указание на временные горизонты по каждой цели.
И спол193

[Back]