18 (инструмент) достижения гармонии (Конфуций), идеального государства (Платон, Аристотель) или для преодоления социального хаоса (Мао-Цзы). Этот инструмент всегда приписывался четко определённому субъекту (носителю, атрибуту власти). В основе концепций и трактатов различных мыслителей лежала «забота» о том, кто должен быть сувереном, обладающим единой властью, как его воспитать и каким образом он ею (властью) должен распоряжаться. Происхождение власти в большинстве случаев объяснялось или божественной природой, или уже договорной теорией. Особого разговора заслуживает и то, что, в основном, древнегреческие философы, «... называя свои работы «Политик» или «Политика», в центре внимания выдвигали не политику как таковую (в её современном понимании), а власть. Кстати говоря, политику они и понимали как власть»8 . Несомненный интерес вызывает изменение властных практик, механизмов легитимизации власти и конструирование теории власти непосредственно в Средневековой цивилизации. Распад Римской империи показал невозможность функционирования государства-конгломерата без налаженных связей, эффективно действующих технологий и процедур легитимации верховной власти. Выработанные властные практики в Древней Греции были не способны обеспечить устойчивость политической системы огромной империи, что в свою очередь привело к трансформации властных отношений и способов легитимации власти. Уже начиная с П в. до н.э. происходит постепенное конструирование иной системы отношений созвучной реальности, на которую, без всякого сомнения, оказало большое влияние христианство. Так, при сохранении принципа властных отношений субъект-объект, власть наделяется божественным происхождением и её единственным представителем на земле является монарх и церковь (Ф. Аквинский, А. Августин и др.). В рамках данного исторического периода постепенно строилась такая организация власти и 8 Халипов В.Ф. Кратология как система наук о власти. М.: Республика, 1997. С. 36. |
Содержание отдельных фрагментов древних текстов наталкивают нас на то, чхо власть понималась в древний период как определённое средство (инструмент) достижения гармонии (Конфуций), идеального государства (Платон, Аристотель) или для преодоления социального хаоса (Мао-Цзы). Этот инструмент всегда приписывался четко определённому субъекту (носителю, атрибуту власти). В основе концепций и трактатов различных мыслителей лежала «забота» о том, кто должен быть сувереном, обладающим единой властью, как его воспитать и каким образом он ею (властью) должен распоряжаться. Происхождение власти в большинстве случаев объяснялось или божественной природой или уже договорной теорией. Особого разговора заслуживает и то, что, в основном, древнегреческие философы, «... называя свои работы «Политик» или «Политика», в центре внимания выдвигали не политику так токовую (в её современном понимании), а власть. Кстати говоря, политику они и попимали как власть»'. Несомненный интерес вызывает изменение властных практик, механизмов легитимизации власти и. конструирование теории власти непосредственно в Средневековой цивилизации. Распад Римской империи показал невозможность функционирования государства-конгломерата без налаженных связей, эффективно действующих технологий и процедур легитимации верховной власти. Выработанные властные практики в Древней Греции были не способны обеспечить устойчивость политической системы огромной, империи, что в свою очередь привело к трансформации властных отношений и способов легитимации власти. Уже начиная: с II в. до н.э. происходит постепенное конструирование иной системы отношений созвучной реальности, на которую, без всякого сомнения, оказало большое влияние христианство. Так, при сохранении принципа властных отношений субъект-объект, власть наделяется божественным происхождением и её единственным представителем на земле является 7ХалиповВ.Ф. Кратологпя ьсаксистема паук о власти. М.: Республика, 1997. с 36 43 |