23 В концепции Макса Вебера понятие власти приобрело вполне современную четкость и определенность. Он рассматривал власть как «вероятность того, что актор будет в состоянии реализовать свою волю в социальном отношении вопреки сопротивлению, независимо от того, на чем эта вероятность основывается»14 . В приведенном определении подчеркиваются следующие основные черты власти: «власть не есть принадлежность индивидов, а существует в отношениях между ними; власть должна определяться в терминах вероятности, возможности; основу власти могут составлять любые вещи, свойства или отношения»15 ; власть всегда против кого-то, она предполагает конфликт и действия вопреки интересам людей. Подобно Т. Гоббсу, М. Вебер рассматривает власть как намеренное асимметричное отношение между индивидами (но не группами или общностями). В отличие от авторитета, власть связана не с социальными позициями или ролями, а с персональными качествами индивидов. Современные дискуссии о власти открываются работами X. Лассуэлла и Э. Кэплэна, Р. Берштедта, X. Саймона, Д. Картрайта, Р. Даля, Дж. Марча и других исследователей, опубликованными в 50 начале 60-х годов прошлого столетия. В них анализ понятия власти уже становится всесторонним, систематизированным, превращаясь в важнейший элемент исследования властных отношений в обществе и его отдельных сферах16 . Сведение власти к ее поведенческим, непосредственно обозреваемым формам стало объектом критики со стороны американских исследователей П. Бэкрэка и М. Бэртца, чей вклад в развитие представлений о власти ассоциируется с идеями «непринятия решений» (non-decisionmaking), «мобилизации склонностей» (mobilization of bails) и «вторым лицом власти». Власть может осуществляться как в условиях 1 4 Weber, Max. Wirlschafl und Gesellschaft, 3. Auil. Tubingen, 1948. P. 28. 1 5 Weber, Max. Wirtschaft und Gesellschaft, 3. Aufl. Tubingen, 1948. P. 30. 1 6 См.: Анипкин M.A. Мораль и власть как центральная проблема Российской социальной философии: Дисс... канд. филос. наук. Волгоград, 1997. С. 68-69. |
как «вероятность того, что актор будет в состоянии реализовать свою волю в социальном отношении вопреки сопротивлению, независимо от того, на чем эта вероятность основывается»12. В приведенном определении подчеркиваются следующие основные черты власти: «власть не есть принадлежность индивидов, а существует в отношениях между ними; власть должна определяться в терминах вероятности, возможности; основу власти могут составлять любые вещи, свойства или отношения»13; власть всегда против кого-то, она предполагает конфликт и действия вопреки интересам людей. Как и Т. Гоббс. М. Вебер рассматривает власть как намеренное асимметричное отношение между' индивидами (но не группами или общностями). В отличие от авторитета, власть связана не с социальными позициями или ролями, а с персональными качествами индивидов. Современные дискуссии о власти открываются работами X. Лассуэлла и Э. Кэплэна, Р. Берштедта, X. Саймона, Д. Картрайта, Р. Даля, Дж. Марча и других исследователей, опубликованными в 1950-х начале 1960-х годов. В них анализ понятия власти уже становиться всесторонним, систематизированным, превращаясь в важнейший элемент исследования властных отношений в обществе и его отдельных сферах14. Сведение власти к ее поведенческим, непосредственно обозреваемым формам стало объектом критики со стороны американских исследователей П. Бэкрэка и М. Бэртца, чей вклад в развитие представлений о власти ассоциируется с идеями «непринятия решении» (non-decisionmaking), «мобилизации склонностей» (mobilization of bails) и «вторым лицом власти». Власть может осуществляться как в условиях открытого конфликта при принятии решений, так и «путем ограничения 48 32Weber. Мах. 1948: Wirtschuftimd Geseiischafl, 3. Auil. Tubingen. P. 28. 33Там же: С. 30. н Анигткин М.А. Мораль и власть как центральная проблема Российской социальной философии: Дисс.... канд. филос.Наук. Волгоград, 1997. С. 69-68. |