Проверяемый текст
Яруллин, Ильмир Иранович; Модернизация политической системы российского общества и государства: политико-правовое исследование (Диссертация 2005)
[стр. 26]

26 исполнитель воспринимает субъект в зависимости от наличия у него авторитета21 .
Качества объекта властвования определяются его политической культурой.
Наибольшую покорность обеспечивают патриархальный и
подданнический типы политических культур.
Преобладание в
обществе людей, привыкших повиноваться, жаждущих «твёрдой руки», является благоприятной питательной средой авторитарных и тоталитарных режимов.
Мотивация подчинения достаточно сложна.
Она может основываться на страхе,
привычке к повиновению, убеждении в необходимости подчинения, авторитете, заинтересованности в повиновении и т.д.
22 Указанные мотивы несомненно влияют на «силу» власти .
«Сила» власти, основанная на страхе, прямо пропорциональна тяжести наказания и обратно пропорциональна вероятности избежать его в случае неповиновения.
Такая власть имеет тенденцию к ослаблению.
Сравнительно просто принимается людьми власть, основанная на привычке, обычае повиноваться.
Она была присуща государству в традиционных обществах.

Данный вид власти надёжный фактор ее стабильности до тех пор, пока не приходит в противоречие с требованиями реальной жизни.
Бели же это происходит, то она быстро разрушается кактолько люди замечают, что она изжила себя, и её представители недостойны повиновения .
Появление альтернативных концепций (X.
Арепдт, Д.
Болдуин, Э.
Гидденс, Т.
Парсоис, Д.
Ронг, М.
Фуко и др.), а также усилившаяся критика позитивистской методологии, на которой главным образом и основывались исследования 50-60-х годов прошлого столетия, вызвали 2 1 См,: Ледяев В.Г.
Власть: концептуальный анализ: Дисс...доктора философ, наук.
Иваново, 1999.
С.
84.

2 2 См.: Власть.
Очерки современной политической философии власти Запада / В.В.

Мшвениерадзе, И.И.
Кравченко, Е.В.
Осипова и др, М.: Наука, 1989, С.
203.
2
3 См.: Там же.
С.
198.
[стр. 50]

функционирования.
Власть рассматривается здесь в терминах экономического анализа, фокусирующего внимание на выгодах и издержках, получаемых акторами в процессе их взаимодействия17.
Постсруктуралистических (или неоструктураяистических) концепции «археологии и генеалогии власти» М.
Фуко и «поля власти» объединены не субстанционально-атрибутивным, а скорее реляционным видение власти как отношения и общения.
М.
Фуко отмечает, что власть представляет собой не просто отношение субъектов, а своего рода модальность общения, т.е.
«отношение отношений», неперсонифицированное и неовеществлённое, поскольку его субъекты находятся каждый момент в постоянно изменяющихся энергетических линиях напряжений и соотношениях взаимных сил18.
Бурдье обосновывает собственное понятие «символической власти», которое сводится им к совокупности «капиталов» (экономических, культурных и т.д.), распределяющихся между агентами в соответствии с их позициями в «политическом поле», т.е.
в социальном пространстве, образуемом и конструируемом самой иерархией властных отношений.
Масштабы отношения объекта к субъекту властвования простираются от ожесточённого сопротивления до добровольного, воспринимаемого с радостью повиновения.
В принципе, подчинение так же естественно присуще человеческому обществу, как и руководство.
Готовность к подчинению зависит от ряда факторов: от собственных качеств объекта, от характера предъявляемых к нему требований, от ситуации и средств воздействия, которыми располагает субъект, а также от того, как исполнитель воспринимает субъект в зависимости от наличия у него авторитета19.
Качества объекта властвования определяются его политической культурой.
Наибольшую покорностью обеспечивают патриархальный и
17Атамачев С.И.
Сущность и формализация верховной власти в консервативной мысли русской эмиграции: Дисс....
канд.
юрид.
наук.
Ставрополь, 1999.
С.
95-98.
Foucault М.
L”archeologie du savoir.
Paris, 1969.
P.121.
19 Ледяев В.Г.
Власть: концептуальный анализ: Дисс.
...доктора философ, наук.
Иваново, 1999.
С.
84.

50

[стр.,51]

подданнический типы политических: культур.
Преобладание в
общество людей, привыкших повиноваться, жаждущих «твёрдой руки», является благоприятной питательной средой авторитарных и тоталитарных режимов.
Мотивация подчинения достаточно сложна.
Она может основываться на страхе,
на привычке к повиновению, на убеждении в необходимости подчинения, на авторитете, на заинтересованности в повиновении и т.д.
Указанные мотивы несомненно влияют на «силу» власти20.
«Сила» власти, основанная на страхе, прямо пропорциональна тяжести наказания и обратно пропорциональна вероятности избежать его в случае неповиновения.
Такая власть имеет тенденцию к ослаблению.
Сравнительно просто принимается людьми власть, основанная на привычке, обычае повиноваться.
Она была присуща государству в традиционных обществах.

Она надёжный фактор стабильности власти до тех пор, пока не приходит в противоречие с требованиями реальной жизни.
Если же это происходит, то она быстро разрушается как только люди замечают, что она изжила себя, и её представители недостойны повиновения21.
Наиболее стабильной является власть, построенная на интересе.
Личная заинтересованность побуждает подчинённых к добровольному выполнению распоряжений, делает излишним контроль и применение негативных санкций.
Она способствует развитию у людей других типов мотивации подчинения: на основе убеждённости, авторитета и идентификации.
Такое подчинение связано с мотивационным воздействием достаточно глубоких слоев сознания: менталитета, ценностных ориентаций и установок.
Убеждённость людей в необходимости подчиняться государству или другому носителю власти ради высоких целей важный источник силы власти.
51 20 Власть.
Очерки современной политической философии власти Запада / В.В.

Мшвспяерадзе, И.И.
Кравченко, Е.В.
Осипова и другие.
М.: Наука, 1989, С.
203.
21Там
же.
С.
198.

[Back]