30 удовольствие, дает знание, формирует дискурс»2 9 . М. Фуко полагает, что традиционная модель может быть использована для характеристики досовременных властных отношений, но вряд ли способна адекватно описать и объяснить современные формы власти, основанные на новых способах управления и тесно связанные со знанием, экспертизой и специализированными технологиями. Современная власть, пишет М. Фуко, принимает форму «дисциплинарной власти», под которой он понимает власть, трансформирующую людей в объектов с помощью «дисциплин», присущих психиатрии, медицине, криминологии и социальным паукам. М. Фуко интересует техника и технология власти, опирающаяся на знание и способы их использования различными институтами для осуществления контроля над людьми. Власть, пишет М. Фуко, находится везде, не потому, что она охватывает все, а потому, что исходит отовсюду. Власть «никогда не располагается «здесь» или «там», никогда не находится в чьих-то руках, никогда не присваивается как товар или часть богатства»30 . Власть это специфический механизм достижения чего-то, «это способ изменения определенных действий с помощью других действий». Власть это тотальность, постоянно подчиняющая индивидов путем структурирования возможного ноля их деятельности; она проявляет себя в многообразии силовых отношений, имманентных сфере их существования. Однако М. Фуко подчеркивает, что индивиды не являются «инертными и согласными на все» объектами власти: «индивид, конституированный властью, одновременно является ее двигателем»3 '. В отличие от силы, которая воздействует на тело и разрушает какие-либо возможности или закрывает доступ к ним, власть осуществляется только 2 9 См.: Foucaull М. L'archeologie du savoir. Paris, 1969. P.l 39. 3 0 Foucault M. L'archeologie du savoir. P.234. 3 1 Там же. P. 234. |
его понимании, относиться только генерализованная возможность достижения подчинения, а не единичное санкционирующее действие, которое субъект способен осуществить, и средства подчинения должны быть «символическими»35. В отличие от традиционного подхода, рассматривающего власть как существующую в конкретных отношениях одних индивидов с другими, у Т. Парсоснса власть не ограничивается несколькими специфическими отношениями; она представляет собой генерализованную (обобщенную) способность социальной системы реализовать интересы системы в отношении широкого спектра проблем36. К числу концепций современной кратологии относится концепция М. Фуко. М. Фуко считает традиционный подход однобоким, сводящим власть к «власти над», к негативной репрессивной силе. Власть, по его мнению, не может быть описана в таких терминах: «она не только давит на нас как сила, говорящая «нет», но и производит вещи; она приносит удовольствие, дает знание, формирует дискурс»37. М. Фуко полагает, что традиционная модель может быть использована для характеристики досовременных властных отношений, но вряд ли способна адекватно описать и объяснить современные формы власти, основанные на новых способах управления и тесно связанные со знанием, экспертизой и специализированными технологиям. Современная власть, пишет М. Фуко, принимает форму «дисциплинарной власти». Под дисциплинарной властью он понимает власть, трансформирующую людей в объектов с помощью «дисциплин», присущих психиатрии, медицине, криминологии и социальным наукам. М. Фуко иитересует техника и технология власти, опирающаяся на знание и способы их использования различными институтами для осуществления контроля над людьми. 35 Гудков А.И. Государственная власть в современной России: становление и основные тенденции развития: Дисс.... канд. юрид. .наук. Нижний Новгород, 1998. С 91-110. 36Там же. С. 105. 37Foucault М. L”archeologie dusavoir. Paris, 1969. P.l 19. 58 Власть, пишет М. Фуко, находится везде, не потому, что она охватывает все, а потому, что исходит отовсюду. Власть «никогда не располагается «здесь» или «там», никогда не находится в чьих-то руках, никогда не присваивается как товар или часть богатства»38. Власть ~ это специфический механизм достижения чего-то, «это способ изменения определенных действий с помощью других действий». Власть это тотальность, постоянно подчиняющая индивидов путем структурирования возможного поля их деятельности; она проявляет себя в многообразии силовых отношений, имманентных сфере их существования. Однако Фуко подчеркивает, что индивиды не являются «инертными и согласными на все» объектами власти: «индивид, конституированный 39 т-> властью, одновременно является ее двигателем» . В отличие от силы, которая воздействует на тело и разрушает какие-либо возможности или закрывает доступ к ним, власть осуществляется только над свободными субъектами, которые имеют поле выбора и несколько различных вариантов поведения, реакций и действий. Там где все предопределяется детерминирующими факторами, отношение власти отсутствует: «рабство 40 не есть властное отношение, поскольку человек находится в цепях» . В наше время осмысление проблем власти неразрывно связано с борьбой за сохранение жизни на Земле, с защитой чести и достоинства человека, созданием достойных условий для его существования. Эти вопросы составляли стержень жизни и творческой деятельности английского философа Бертрана Рассела. Обращение ученого к феномену власти было обусловлено стремлением защитить человека от злоупотребления с ее стороны. Современные концепции власти можно классифицировать по ряду основании. Прежде всего, концептуальные подходы к интерпретации зг Foucault М, U ’archeologie du s&voir. Paris. 1969. P. 234. 29Там же. С. 234. 41) Комаров С.А. Личность в политической системе российского общества (теоретикоправовое исследование): Дисс. ...доктора юрид. наук. СПб.. Рязань, 1996. С. 110-123. 59 |