Проверяемый текст
Яруллин, Ильмир Иранович; Модернизация политической системы российского общества и государства: политико-правовое исследование (Диссертация 2005)
[стр. 33]

33 воздействие политического субъекта, контролирующего определённые ресурсы и при необходимости использующего даже прямое насилие.
В теории разработаны системная и структурно-функциональная концепции власти, связанные, прежде всего, с работами Т.
Парсона, Д.
Итона, Г.
Алмонда, М.
Крозье и
др.3 3 По мнению Т.
Парсона, власть представляет собой особенное
интегративиое свойство социальной системы, имеющее целью поддержание её целостности, координацию общих коллективных целей с интересами отдельпых элементов, а также обеспечивающее функциональную взаимозависимость подсистем общества на основе консенсуса граждан и легитимизации лидерства34 .
К числу наиболее влиятельных подходов к определению власти относится и концепция власти Р.
Даля, определяющая власть как контроль за поведением.
В отличие от некоторых исследователей, допускающих существование властных отношений в животном мире и даже в неживой
природе (Э.
Голдвин, К.
Гибсон и др.), Р.
Даль использует понятие власти только для характеристики отношений между людьми.
«Хотя в разговорной речи термин охватывает отношения между людьми и другими одушевленными и неодушевленными предметами, отмечает Р.
Даль, мы полагаем необходимым ограничить его отношения между людьми.
...Акторами могут быть индивиды, группы, роли, учреждения, правительства, национальные государства или другие объединения
людей»35 .
Трудно выделить и классифицировать все заслуживающие внимания концепции власти, поскольку различия между ними можно провести по нескольким основаниям.
Тем не менее, и с этим соглашается большинство исследователей, в концептуальном анализе власти довольно отчетливо
3 3 См.: Власть.
Очерки современной политической философии Запада / В.В.

Мшвсниерадзс, И.И.
Кравченко, Е.В.
Осипова и др.
С.
173.
3 4 См.: Parsons, Talcott.
Polity and Society, in ders.: Politics and Social Structure.
P.
103.
3 5 Dahl, Robert A.
Power: encyclopedia of the Social Sciences Bd.
New York, 1968.
P.
80.
[стр. 61]

из первых, кто определили власть как «силовое распредмечивание», а также обнаружил её важнейший признак в контроле над ресурсами, был в 30-е годы американский политолог Ч.
Мерриэм.
Это позволяет выделить специфическую инструментально-силовую концепцию власти, связанную прежде всего с англо-американской традицией.
Уже в «Левиафане» Т.
Гоббса власть, которой обладает суверен, описывается не только как некий абстрактный потенциал, сколько как реальное средство принуждения, форма силового воздействия.
Трактовки феномена власти как реальной силы (т.е.
средства реализации воли) придерживаются и сторонники «силовой модели» власти англо-американской школы «политического реализма», которые и во внутренней (Д.
Кэтлин), и в международной (Г.
Моргентау) политике определяют власть как силовое воздействие политического субъекта, контролирующего определённые ресурсы и при необходимости использующего даже прямое насилие.
В теории разработаны системная и структурно-функциональная концепции власти, связанные, прежде всего, с работами Т.
Парсона, Д.
Итона, Г.
Алмонда, М.
Крозье и
других41.
По мнению Т.
Парсона, власть представляет собой особенное
интегративное свойство социальной системы, имеющее целью поддержание её целостности, координацию общих коллективных целей с интересами отдельных элементов, а также обеспечивающее функциональную взаимозависимость подсистем общества на основе консенсуса граждан и легитимизации лидерства42.
К числу наиболее влиятельных подходов к определению власти относится и концепция власти Р.
Даля, определяющая власть как контроль за поведением.
В отличие от некоторых исследователей, допускающих существование властных отношений в животном мире и даже в неживой
41 Власть.
Очерки современной политической философии Запада / В.В.

Мшвениерадзе, И.И.
Кравченко, Е.В.
Осипова и другие.
М.: Наука, 1989.
С.
173.
42 Parsons, Talcott, Polity and Society, in ders.: Politics and Social Structure, New York, 1969, P.
103.
61

[стр.,62]

природе (Э, Голдвин, К.
Гибсон и др.), Р.
Даль использует понятие власти только для характеристики отношений между людьми.
«Хотя в разговорной речи термин охватывает отношения между людьми и другими одушевленными и неодушевленными предметами, отмечает Р.
Даль, мы полагаем необходимым ограничить его отношения между людьми.
...Акторами могут быть индивиды, группы, роли, учреждения, правительства, национальные государства или другие объединения
людей»43.
Трудно выделить и классифицировать все заслуживающие внимания концепции власти, поскольку различия между ними можно провести по нескольким основаниям.
Тем не менее, и с этим соглашается большинство исследователей, в концептуальном анализе власти довольно отчетливо
просматриваются две основные традиции.
Первая традиция, обозначаемая как «секционная (групповая) концепция власти» или как «традиция Реализма» и идущая от Т.
Гоббса и М.
Вебера, представлена в работах X.
Лассуэлла и Э.
Кэплэна, Р.
Даля, Д.
Картрайта, С.
Льюкса, Э, Гидденса и других авторов44.
Власть рассматривается здесь как асимметричное отношение, включающее актуальный или потенциальный конфликт между индивидами.
Она возникает в тех социальных взаимоотношениях, где один из субъектов обладает способностью воздействовать на другого, преодолевая его сопротивление.
Власть концептуализируется как власть над кем-то, как «отношение нулевой суммы», в котором возрастание власти одних индивидов и групп означает уменьшение власти других индивидов и грушт.
Вторая традиция «несекционная концепция власти» отвергает идею «нулевой суммы», допуская что власть может осуществляться ко всеобщей выгоде.
В данной традиции она рассматривается как 43DaiiJ.
Robert A., Power, encyclopedia ofthe Social Sciences Bd.
1968, New York, P.
80.
44 Власть.
Очерки современной политической философии Запада / В.В.

Мшвениерадзе, И.И.
Кравченко.
Е.В.
Осипова я другие.
М.: Наука, 1989.
С.
175.

[Back]