Проверяемый текст
Яруллин, Ильмир Иранович; Модернизация политической системы российского общества и государства: политико-правовое исследование (Диссертация 2005)
[стр. 36]

36 потребность воздействия одного человека на другого, сила, соединяющая людей в общество40 .
Таким образом, подчеркивает
В.
Соловьев, власть неизбежно оказывается следствием самой социальной природы человека.
Однако как только проявление власти приобретает общественный характер, главной ее целью
становится создание и поддержание порядка, важнейшим средством чего и выступает власть.
Им достаточно ее принять и подчиниться ей, тем самым устанавливается известный порядок.
Искание порядка, как правило, сопровождается исканием власти.
Да, власть требует подчинения.
Но люди, подчиняясь ей, не должны жертвовать свободой.
Одно из наиболее распространенных представлений о власти понимание ее как принуждения.
Как считает М.И.
Байтин, власть безотносительно от форм своего внешнего проявления, в сущности, всегда принудительна, ибо, так или иначе, направлена
па подчинение воле членов данного коллектива, господствующей или руководящей в нем единой воле41 .
Отрицать то, что власть проявляется в процессе подчинения, принуждения воли какого-либо субъекта, было бы неправильно.
Однако это было свойственно марксистской традиции политической мысли.

Констатация К.
Маркса «насилие является повивальной бабкой всякого старого общества, когда оно беременно
новым»4 2 превратилось в императив революционного мышления.
Властные отношения могут быть сведены к насилию по следующим основаниям.
Власть оказывается неполной, когда субъект не достиг поставленных целей.
Если желаемые результаты не достигнуты, то колоссальные трудности, связанные с преодолением сопротивления других людей, свидетельствуют не о триумфе власти, а о ее ущербности.
Кроме того, неясно, почему мобилизация людей на достижение общественно значимых целей должна
4 0 См.: Комаров С.А.
Личность в политической системе российского общества (теоретико-правовое исследование): Дисс.
...доктора юрид.
наук.
С.

221-230.
4 1 См.: Байтин М.И.
Государство и политическая власть.
Саратов, 1972.
С.
112.

4 2 Маркс К., Энгельс Ф.
Соч.
Изд.2-е.
Т.
23.
С 761.
[стр. 64]

уже предполагает стеснение этой свободы в той мере, в какой она в данном состоянии человечества несовместима с существованием общества или общим благом.
Эти два интереса, противоположные для отвлеченной мысли, но одинаково обязательные нравственно, в действительности сходятся между собой.
Из их встречи рождается право»47.
Власть вовсе не является непременно результатом только насилия, подавления одним классом другого или одной личности другой.
Замечено, например, что в сложной натуре человека есть несомненное искание над собой власти, которой он мог бы подчиниться.
Это своего рода потребность воздействия одного человека на другого, сила, соединяющая людей в общество4*.
Таким образом, подчеркивает
Соловьев, власть неизбежно оказывается следствием самой социальной природы человека.
Однако как только проявление власти приобретает общественный характер, главной ее целью
становиться создание и поддержание порядка, важнейшим средством чего и выступает власть.
Им достаточно ее принять и подчиниться ей, тем самым устанавливается известный порядок.
Искание порядка, как правило, сопровождается исканием власти.
Да, власть требует подчинения.
Но люди, подчиняясь ей не должны жертвовать свободой.
Одно из наиболее распространенных представлений о власти — понимание ее как принуждения.
Как считает М.И.
Байтин, власть безотносительно от форм своего внешнего проявления, в сущности, всегда принудительна, ибо, так или иначе, направлена
на подчинение воле членов данного коллектива, господствующей или руководящей в нем единой воле49.
Отрицать то, что власть проявляется в процессе подчинения, принуждения воли какого-либо субъекта, было бы неправильно.
Однако это было свойственно марксистской традиции политической мысли.

64 Л1Соловьев В,С.
Сочинения: В 2 т.
Т.
I.
М., 1990, C.45S.
48 Комаров С.А.
Личность в политической системе российского общества (теоретикоправовое исследование): Дисс....доктора юрид.
наук.
СПб.,
Рязань, 1996.
С.
221-230.
Байтяп М.И.
Государство и политическая власть.
Саратов, 1972.
С.112.


[стр.,65]

Констатация К.
Маркса «насилие является повивальной бабкой всякого старого общества, когда оно беременно
новым»50 превратилось в императив революционного мышления.
Властные отношения могут быть сведены к насилию по следующим основаниям.
Власть оказывается неполной, когда субъект не достиг поставленных целей.
Если желаемые результаты не достигнуты, то колоссальные трудности, связанные с преодолением сопротивления других людей, свидетельствуют не о триумфе власти, а о ее ущербности.
Кроме того, неясно, почему мобилизация людей на достижение общественно значимых целей должна
осуществляться только на основе принуждения и насилия.
Ведь существует множество других способов влияния.
Еще Л.И.
Петражицкий указывал на невыясненность я спорность природы государственной власти51.
В этом молено убедиться, знакомясь с работами видных дореволюционных юристов И.М.
Коркунова, Л.И.
Сорокина, В.М.
Хвостова.
Психологическая теория Н.М.
Коркунова признает государственную власть не единственной властвующей в государстве волей.
Властвование само по себе явление вторичное, порождаемое сознанием зависимости, которое представляет первоначальную реакцию человека.
Государственная власть сила, обусловленная общим сознанием32.
Власть никогда не является свойством или отношением лишь одного действующего лица (органа).
Власть всегда двустороннее, асимметричное, с доминированием воли властителя взаимодействие её субъекта и объекта.
Она невозможна без подчинения объекта.
Если такого подчинения нет, то нет и власти, несмотря на то, что стремящийся к ней субъект обладает ярко выраженной волей властвования и даже мощными средствами принуждения.
В конечном счёте у объекта властной воли всегда есть пусть крайний, но всё же выбор погибнуть, но не 30Маркс 1C, Энгельс Ф.
Сочинения.
Г.
23.
С 761.
31 См.: Петражицкий Л.И.
Теория права и государства в связи с теорией нравственности.
СПб., 1907.
С.
204.
5~Коркунов Н.М.
Лекции по общей теории права.
СПб., 1894.
С.243.
65

[Back]