Важная особенность потребностей их динамический характер, изменчивость, развитие на базе удовлетворенных потребностей новых, более высоких, что связано с включением личности в различные формы и сферы деятельности. Потребности личности образуют иерархию, в основании которой биологические потребности (сохранения и поддержания жизни). По своей генетической природе, человек существо биологическое, но, с другой стороны, его деятельность осуществляется в обществе и, следовательно, не можег не отличаться от поведения других биологических существ. С завершением антропогенеза человек, сохраняя свою биологическую природу, превращается вместе с тем в общественное существо. Человеческая деятельность включает не только естественные, природные, но и искусственные «сверхприродные», социальные и культурные факторы. Превращаясь в «сверхорганизм» и в этом новом качестве во многом порывая дотоле существующие связи с природой, человек выражает свою родовую сущность в создании «сверхприроды», материальные и духовные составляющие которой охватываются понятиями «вторая природа» и «культура». Однако, на наш взгляд, было бы слишком упрощенно подходить к понятию «потребность» как выражению личностного смысла. Потребности закладываются в человека генетически и осознаются им как «предназначение», а затем видоизменяются под воздействием внешней среды, личного опыта, воспитания и т.д. В то же время автор неоднократно наблюдал, как при изменении внешней среды, быта, условий существования и прочего у множества людей изменялся характер потребностей т.е. искажался «условный рефлекс», в то время, как «безусловный» сохранялся. С достаточной степенью условности потребность человека можно декомпозировать на составляющие ее инстинктивную (назовем ее «назначение») и сформированную внешней средой образ потребности. Это допущение чрезвычайно важно для формирования системы мотивации, которая может быть построена на традициях и культуре организации, а не |
Цели раскрывают возможности и способы реализации мотива и конкретных для данного человека условий жизнедеятельности, выступают в качестве объектов мотивации, не объясняя до конца содержание мотива, т.е. того личностного смысла, который субъект вкладывает в свою деятельность. Например, покупая одежду, человек может удовлетворять потребность в сохранении в организме тепла и здоровья, а кроме того, может удовлетворять потребность в самореализации, самовыражении, самоутверждении через приобретение престижной или изысканнохудожественной одежды или потребность в ощущении связи с определенной социальной или иной группой (предметы военной формы для молодежи, железная атрибутика неформальных групп и т.п.). Цель одна — приобрести одежду определенного качества, а вот потребности, удовлетворяемые этим путем, различны. В литературе существует довольно устоявшееся определение потребностей как нужды или недостатка чего-либо, необходимого для поддержания жизнедеятельности организма, человеческой личности, социальной группы, общества в целом. Обычно потребности рассматриваются как особое состояние индивида, ощущаемое или осознаваемое ИхМ напряжение, неудовлетворенность, дискомфорт отражение в сознании человека несоответствия между внутренними и внешними условиями деятельности. Поэтому потребности и являются побудителями активности, целью которой является устранение такого несоответствия. Это возможно путем реального удовлетворения потребности, а при отсутствии такой возможности путем подавления или замещения данной потребности другой, наиболее близкой к ней. Этот механизм не относится, однако, к реализации потребностей, невозможность удовлетворения которых ведет к физической смерти организма. Важная особенность потребностей их динамический характер, изменчивость, развитие на базе удовлетворенных потребностей новых, более высоких, что связано с включение личности в различные формы и сферы деятельности. Потребности личности образуют иерархию, в основании которой биологические потребности (сохранения и поддержания жизни). По своей генетической природе, человек существо биологическое, но, с другой стороны, его деятельность осуществляется в обществе и, следовательно, не может не отличаться от поведения других биологических существ. С завершением антропогенеза человек, сохраняя свою биологическую природу, превращается вместе с тем в общественное существо. Человеческая деятельность включает не только естественные, природные, но и искусственные «сверхприродные», социальные и культурные факторы. Превращаясь в «сверхорганизм» и в этом новОхМ 13 ♦ качестве во многом порывая дотоле существующие связи с природой, человек выражает свою родовую сущность в создании «сверхприроды», материальные и духовные составляющие которой охватываю гея понятиями «вторая природа» и «культура». Однако, было бы слишком упрощенно подходить к понятию «потребность», как выражению личностного смысла. Потребности закладываются в человека генетически и осознаются им как «назначение», а затем видоизменяются под воздействием внешней среды, личного опыта, воспитания и т.д. В то же время автор неоднократно наблюдал, как при изменении внешней среды, быта, условий существования и проч., у множества людей изменялся характер ф потребностей т.е. искажался «условный рефлекс», в то время, как «безусловный» сохранялся. С достаточной степенью условности потребность человека можно декомпозировать на составляющие ее инстинктивную (назовем ее «назначение») и сформированную внешней средой образ потребности. Это понимание чрезвычайно важно для формирования системы мотивации, о чем будет изложено в следующих главах. Если, пройдя через сознание индивида, потребности осознаются в качестве необходимости, т.е. происходит соединение внутреннего (со стороны сознания человека) и внешнего (со стороны необходимости удовлетворения потребности) побуждения, то осуществляется деятельность по реализации потребности субъекта, реализации мотива в действие. Внешнее побуждение находит свое отражение в категории «стимул», а внутреннее — в категории «мотив». Соединение стимулов и • мотивов является тем механизмом, который позволяет реализовать потребности субъекта наиболее приемлемым для него способом — путем реализации своих способностей, а также дает возможность менеджеру разработать систему стимулирования труда работника, соединив таким образом цели предприятия и цели рабочего. Развитие мотива в деятельность, реакция работника на стимулы находятся в прямой и теснейшей зависимости от общественно-психологических качеств личности (ее ценностных ориентаций, социальных установок, притязаний — ожиданий, стереотипов), а также от ее индивиду&тьнопсихологических качеств (темперамента, эмоций, чувств, способностей, характера). При этом наибольший результат дает мотивация на основе первоочередных, наиболее насущных потребностей работника. Сложность заключается в определении этой очередности. Для того чтобы успешно проводить работу подобного рода, необходимо знать и уметь использовать в работе особенности потребностей и их свойства. Прежде 14 невозможность удовлетворения которых ведет к физической смерти организма. Однако, было бы слишком упрощенно подходить к понятию «потребность», как выражению личностного смысла. Потребности закладываются в человека генетически и осознаются им как «назначение», а затем видоизменяются под воздействием внешней среды, личного опыта, воспитания и т.д. В то же время автор неоднократно наблюдал, как при изменении внешней среды, быта, условий существования и проч., у множества людей изменялся характер потребностей т.е. искажался «условный рефлекс», в то время, как «безусловный» сохранялся. С достаточной степенью условности потребность человека можно декомпозировать на составляющие ее инстинктивную (назовем ее «назначение») и сформированную внешней средой образ потребности. Это понимание чрезвычайно важно для формирования системы мотивации. Вопросы выработки стимулирующих методов воздействия на работников рассматриваются в современных теориях мотивации с различных позиций. Для того, чтобы систематизировать подходы целесообразно воспользоваться методом их группировки, предложенной Смирновым1, согласно данного подхода, все теории мотивации можно сгруппировать: 1. содержательные теории 2. теории поля 3. процессуальные теории В основу всех рассматриваемых теорий заложено изучение потребностей и их мотивационного воздействия на человека. Вместе с тем в каждой из теорий присутствуют и принципиально новые взгляды на движение потребностей и характер их мотивирующего влияния на человека. В теории Алъдерфера движение осуществляется не только по иерархии снизу вверх (как у Маслоу), но и в противоположном направлении. Мак-Клелланд в в о д и т идею о п о с т о я н н о м совершенствовании самой иерархии путем приобретения и развития новых потребностей под влиянием жизненного опыта и окружающей среды. Герцберг выявил, что не все потребности постоянно мотивируют человека, а только те из них, которые ведут к развитию состояния удовлетворенности. Параллельное и самостоятельное существование механизмов удовлетворения низших потребностей, по Л.С. Выгодскому, диктует необходимость создания различных систем стимулирования. Автор разделяет эту точку зрения и считает, что различные группы организаций (в частности группы внутри организации) должны формировать различные системы 1Смирнов Э.А. Основы теории организации: учеб. пособие для в у зо в . М.: А у д и т. ЮНИТИ, 1998 с.67 199 |