человека величины, происходит переход на следующую ступень. По мере насыщения потребностей низших уровней в системе потребления происходят качественные сдвиги, и на первый план выдвигаются потребности высших уровней, удельный вес которых начинает лавинообразно увеличиваться, порождая при этом все больше новых потребностей. Развитие высших потребностей в принципе беспредельно. Правда, низшие потребности могут сравнительно долго оставаться на первом плане в силу своеобразной инерции («культ еды», «вещизм» и т.п.), под воздействием традиций, нравов и других факторов «образа потребности». Человеку характерно стремиться к сохранению изначальных, уже достигнутых форм жизнедеятельности, фиксированного уровня потребления, отвергая неопределенность в качестве нормального состояния. Особенно он непримирим с возможностью неустойчивого удовлетворения первоочередных потребностей и более снисходителен к удовлетворению потребностей комфортных. Это этап «накопительства». Затем человек привыкает к высокому уровню удовлетворения низших потребностей, и на первый план выдвигаются повышенные материальные потребности: качество питания, комфорт, мода. Начинается «культ вещей», этап «потребительства» «новых русских». При дальнейшем росте благосостояния и насыщения этих потребностей «потребительство» также становится бессмысленным; выдвигаются собственно социальные потребности и прежде всего в высокой эффективности социального удовлетворения, высоком уровне социальных гарантий. Им на смену придут интеллектуальные потребности. Таким образом, появление мотивов, т.е. активизации и осознания определенной группы потребностей, согласно А.Маслоу, обусловлено удовлетворением потребностей нижнего порядка. Назвать это удовлетворение причиной, импульсом, а значит и мотивом, который побуждает деятельность по устранению потребностей более высокого порядка, по крайней мере, неправомерно. То, что приводит к активизации потребностей более высокого |
удовлетворения потребности на ней достигнет определенной, приемлемой для данного человека величины, происходит переход на следующую ступень. По мере насыщения потребностей низших уровней в системе потребления происходят качественные сдвиги, и на первый план выдвигаются потребности высших уровней, удельный вес которых начинает лавинообразно увеличиваться, порождая при этом все больше новых потребностей. Развитие высших потребностей в принципе беспредельно. Правда, низшие потребности могут сравнительно долго оставаться на первом плане в силу своеобразной инерции («культ еды»), под воздействием традиций, нравов и других факторов «образа потребности». Человеку характерно стремиться к сохранению изначальных, уже достигнутых форм жизнедеятельности, фиксированного уровня потребления, отвергая неопределенность в качестве нормального состояния. Особенно он непримирим с возможностью неустойчивого удовлетворения первоочередных потребностей и более снисходителен к удовлетворению потребностей комфортных. Эго этап «накопительства». Затем человек привыкает к высокому уровню удовлетворения низших потребностей, и на первый план выдвигаются повышенные материальные потребности: качество питания, комфорт, мода. Начинается «культ вещей», этап «потребительства». При дальнейшем росте благосостояния и насыщения этих потребностей «потребительство» также становится бессмысленным; выдвигаются собственно социальные потребности, и прежде всего в высокой эффективности социального удовлетворения, высоком уровне социальных гарантий. Им на смену придут интеллектуальные потребности. Таким образом, появление мотивов, то есть активизации и осознания определенной группы потребностей, согласно А.Маслоу обусловлено удовлетворением потребностей нижнего порядка. Назвать это удовлетворение причиной, импульсом, а значит и мотивом, который побуждает деятельность по устранению потребностей более высокого порядка, по крайней мере, неправомерно. То, что приводит к активизации потребностей более высокого порядка, не является их причиной, а, следовательно, и мотивом, а выступает лишь в качестве условия, фактора появления нового мотива6. С эгой точки зрения выглядит неправомерным отождествление мотивов и стимулов. Так В.В.Травин и В.А.Дятлов утверждают: «Понятие «мотив труда» и «стимул труда» по существу тождественны. В одном случае речь идет о работнике, стремящемся получить благо посредством трудовой деятельности (мотив), в другом об органе управления, обладающем набором благ, необходимых работнику, и предоставляющем их ему при условии эффективной трудовой деятельности (стимул). (Травин В В.. Дятлов В.А. Основы кадрового менеджмента. М.: Дело. 1995. С. 101.). Такой же точки зрения придерживаются и М.В. Макаренко и О.М.Махалина (См.: Макаренко М.В., Махалииа О.М. Производственный менеджмент: Учеб. Пособие для вузов. М.: «Издательство ПРИОР». 1993. 20 |