общественной структуры. Достаточно потребовать от человека, чтобы он знал и умел, не более. В этом случае и требования к образованию соответствующие: достаточно передать подрастающему поколению знания и навыки по родному языку, математике, физике и др. учебным предметам. В современных условиях развития нашей российской общеобразовательной и высшей школы этого недостаточно. Решение задач, связанных с функционированием отдельных сфер жизни общества, требует от учащихся не только овладения определенным учебным содержанием, но и развития у них таких качеств, как сила воли, ответственность за свои поступки, за судьбы общества и страны, за охрану окружающей среды, нетерпимость к проявлению своекорыстия, бездушия и несправедливости и т.п. Развитие именно таких качеств, как отмечает Ч. Куписевич [116], способствует формированию у них ценностно-значимых запросов и намерений, приобщению их к самообразованию. Эти факторы, представляя собой важную сферу общественной жизни, одновременно являются условиями функционирования остальных ее сфер. В наибольшей степени соответствует этим установкам гуманистического мышления концепция содержания образования как педагогически адаптированного социального опыта во всей его структурной полноте. В свете этой концепции содержание образования, будучи изоморфным социальному опыту, состоит из следующих четырех структурных элементов: опыта познавательной деятельности, фиксированной в форме способов ее осуществления, знаний; опыта репродуктивной деятельности, фиксированной в форме способов ее осуществления, умений и навыков; опыта творческой деятельности в форме проблемных ситуаций; опыта эмоционально-ценностных отношений. Каждый из отмеченных видов социального опыта представляет собой специфический вид содержания образования: 65 |
РОССИЙСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННА БИБЛИОТЕКА Одна из концепций содержания образования трактует его как педагогически адаптированные основы наук, изучаемые в высшей школе, оставляющие в стороне остальные качества личности, такие как способность к творчеству, умение реализовывать свободу выбора, справедливое отношение к людям и т.п. Данный подход направлен на приобщение учащихся к науке и производству, но не к полноценной самостоятельной жизни в демократическом обществе. Фактически человек выступает здесь как фактор производства. Другая концепция рассматривает содержание образования как совокупность знаний, умений и навыков, которые должны быть усвоены. Под содержанием образования следует понимать ту систему научных знаний, практических умений и навыков, а также мировоззренческих и нравственно-эстетических идей, которыми необходимо овладеть учащимся в процессе обучения. Это определение вполне согласуется с конформистскими установками, поскольку не раскрывает характер этих знаний и умений и не основывается на анализе всего состава человеческой культуры. Предполагается, что овладение знаниями и умениями (относящимися к тем же основам наук) позволяет человеку адекватно функционировать внутри существующей общественной структуры. Достаточно потребовать от человека, чтобы он знал и умел не более. В этом случае и требования к образованию соответствующие: достаточно передать подрастающему поколению знания и навыки по родному языку, математике, физике и др. учебным предметам. В современных условиях развития нашей российской общеобразовательной и высшей школы этого недостаточно. Решение задач, связанных с функционированием отдельных сфер жизни общества, требует от учащихся не только овладения определенным учебным содержанием, но и развития у них таких качеств как сила воли, ответственность за свои поступки, за судьбы общества и страны, за охрану окружающей среды, нетерпимость к проявлению своекорыстия, бездушия и несправедливости и т.п. Развитие именно таких качеств, как отмечает Ч. Куписевич [116] способствует формированию у них ценностно-значимых запросов и намерений, приобщению их к самообразованию. Эти факторы, представляя собой важную сферу общественной жизни, одновременно являются условиями функционирования остальных ее сфер. В наибольшей степени соответствует этим установкам гуманистического мышления концепция содержание образования как педагогически адаптированного социального опыта во всей его структурной полноте. В свете этой концепции содержание образования, будучи изоморфно социальному опыту, состоит из следующих четырех структурных элементов: опыта познавательной деятельности, фиксированной в форме способов ее осуществления знаний; опыта репродуктивной деятельности, фиксированной в форме способов ее осуществления умений и навыков; опыта творческой деятельности в форме проблемных ситуаций; опыта эмоционально-ценностных отношений. Каждый из отмеченных видов социального опыта представляет собой специфический вид содержания образования: знания о природе, обществе, технике, мышлении и способах деятельности. Усвоение этих знаний обеспечивает формирование в сознании верной картины мира, вооружает правильным методологическим подходом к познавательной и практической деятельности; опыт осуществления чувственных способов деятельности, воплощающихся вместе со знанием в умениях и навыках личности, усвоившей этот опыт. Система общих интеллектуальных и практических навыков и умений, составляющая содержание этого опыта, является основой множества конкретных видов деятельности и обеспечивает способность подрастающих поколений сохранению социальной культуры народа. Опыт творческий, поисковой деятельности по решению новых проблем, возникающих перед обществом. Он требует самостоятельного претворения |