Проверяемый текст
Назарова, Елена Александровна; Социальная адаптация вынужденных переселенцев и беженцев в Российской Федерации (Диссертация 1998)
[стр. 43]

43 информации на разных этапах переселения создаёт дополнительные 4 * препятствия в адаптации мигрантов, существенно усложняет их положение, не позволяет им воспользоваться даже теми небольшими льготами, которые предусмотрены законодательством.
Практически полное отсутствие информации о возможных местах поселения в России, с одной стороны, снижает вероятность соответствия профессионально-квалификационного статуса переселенцев потребностям регионов в рабочей силе, а с другой делает невозможным формирование у них адекватного представления о будущих условиях жизни.
Известно, что наиболее тяжело переносятся не сами по себе трудности и лишения, а именно несоответствие ожиданий реальной обстановке1.
Вместе с тем существует прагматический подход к этой проблеме.
Как считают исследователи из «Ассоциации помощи беженцам» (г.
СанктПетербург) такая, безусловно важная, особенность миграционного процесса, * как то, что подавляющая часть вынужденных переселенцев в
недалёком прошлом являлась гражданами единого союзного государства, обусловливает некоторые существенные особенности их социальной адаптации на территории Российской Федерации.
Во-первых, не требуется специальных мер, способствующих их адаптации вследствие отсутствия различий в языке, культуре, укладе жизни, профессиональных знаниях и способностях.
Вовторых, вынужденные мигранты способны к самообустройству в России, склонны активно влиять на свою судьбу и будут стремиться к контролю и управлению процессами своей
адаптации2.
Действительно, русское и русскоязычное население, прибывающее в
Российскую Федерацию, до недавнего времени проживало в едином государстве, что обусловливает общность языка, образовательного пространства, некий общий уровень культуры.
Однако,
весьма проблематично говорить о единстве уклада жизни.
1 См.: Сотрудничество НПО и государства на приоритетных направлениях миграционной политики / Материалы круглого стола, проведённого в рамках подготовки III Форума переселенческих организаций 29 марта 2000г.
М., 2000.
С.
54.
2 См.: Вынужденная миграция в Россию.
Есть ли выход.
М., 1997.
-С.
21.
[стр. 47]

47 информацию из надежных источников (с предварительным самостоятельным выездом своих представителей на место предполагаемого переселения и деловыми встречами с заинтересованными органами, либо но вербовке смежных предприятий).
Более половины имели недостаточно достоверную информацию и столкнулись с немалыми трудностями при обустройстве.
Оставшиеся почти 25% можно рассматривать как неинформированных.
Согласно нашим наблюдениям, именно, на долю почти 4/5 мигрантов приходятся наибольшие трудности и лиш ения1.
Нами отмечено также, что среди таких переселенцев со временем развиваются маргинальные настроения.
Вше какая-то часть вынуждена возвращаться в страны прежнего проживания, терпит новые унижения со сменой гражданства, пропиской, трудоустройством, приобретением собственности и т л .
На наш взгляд, в целом такую степень информированности нельзя признать удовлетворительной, поскольку она напрямую негативно влияет на процесс последующей социальной адаптации мигрантов.
В свою очередь, эта ситуация, несомненно, заслуживает самого пристального внимания со стороны государственных органов к постановке информационной службы.
Вместе с тем, существует и несколько иной, более прагматический но, на наш взгляд, небесспорный подход к этой проблеме.
Как считаю! исследователи из Ассоциации помощи беженцам (г.
Санкт-Петербург),' такая, безусловно, важная особенность миграционного процесса, как то, что подавляющая часть вынужденных переселенцев в
недалеком прошлом являлась гражданами единого союзного государства, обусловливает 1 Как показал анализ выступлений представителей переселенческих организаций на международной конференции “Роль правозащитных переселенческих организаций в решении проблем миграции’*, проходившей 22 апреля 1998 года в Г.Москве, практически все отмечали необходимость налаживания единой информационной базы, банка данных о вакансиях рабочих мест, социально-экономической и экологической обстановке в принимающих регионах.


[стр.,48]

некоторые существенные особенности их социальной адаптации на территории Российской Федерации.
Во-первых, не требуется специальных мер, способствующих их адаптации, вследствие отсутствия различий в языке, культуре, укладе жизни, профессиональных знаниях и способностях.
Во-вторых, вынужденные мигранты способны к самообустройству в России, склонны активно влиять на свою судьбу и будут стремиться к контролю и управлению процессами своей
адаптации1.
Н а наш взгляд, приведенные аргументы заслуживают более подробного рассмотрения.
Действительно, русское и русскоязычное население, прибывающее в
Россию, до недавнего времени проживало в едином государстве, что обусловливает общность языка, образовательного пространства, некий общий уровень культуры.
Однако,
говорить об единстве уклада жизни весьма проблематично.
Как свидетельствует постсоветская практика, “единство уклада жизни’* было не более чем политизированным мифом, своего рода идеологическим ш тампом, в целом вписывавшимся в господствовавшую в свое время концепцию “советский народ новая историческая общ ность”.
М ногочисленные данные показываю !, что у населения в каждом регионе, а порой и местности, складывается своя уникальная региональная социально-психологическая общность людей2, с присущими только для нее традициями, психологическими установками и другими социально-психологическими особенностями.
Поэтому, на наш взгляд, вписаться в новую среду обитания, понимая под ней не только природно-климатические факторы, но и новые этно1См.: Вынужденная миграция в Россию.
Есть ли выход.
С.21.
2 Подробнее см.: Мухамедова Л.И .
Регионально-психологические факторы профессиональной подготовки управленческих кадров (на примере системы образования): Автореф.
дисс.
на соиск.
уч.
степени канд.
психолог, наук.
М ., 1996.-С .
9-12.
48

[Back]