Проверяемый текст
Назарова, Елена Александровна; Социальная адаптация вынужденных переселенцев и беженцев в Российской Федерации (Диссертация 1998)
[стр. 47]

47 множество естественно-антропологических связей и искусственно создавая такие связи на новом месте.
*
Как следствие несогласованности позиций учёных, специалисте различных федеральных органов власти, а также неотработанности некоторых практических подходов со стороны Правительства РФ, следует рассматривать то обстоятельство, что понятие адаптации не было включено в направления практической работы по оказанию помощи вынужденным переселенцам1.
В этом случае действия территориальных органов Федеральной миграционной службы
Российской Федерации ограничивались только тем, что вынужденным переселенцам оказывалось содействие в размещении и обустройстве в местах нового постоянного жительства, а о координации в разработке и осуществлении адаптационных программ речи не велось.
Обращает на себя внимание затягивание сроков решения практических задач социальной адаптации вынужденных мигрантов в основополагающих правительственных документах, что также не способствует улучшению положения переселенцев,
развитию опыта работы в этом направлении; по сути дела ни одна программа, не говоря сейчас об их не очень-то и грамотном содержании, так и не была претворена в жизнь хотя бы наполовину; до сих пор не разобрались даже с понятийным аппаратом по основным группам мигрантов, не говоря уже о социальной адаптации вынужденных мигрантов.
В
этой связи особенно актуальное значение приобретает практика регулирования социальной адаптации вынужденных мигрантов.
Цель о эторегулирования социальной адаптации вынужденных мигрантов — оптимизация адаптационного процесса.
Оптимизация социальной адаптации вынужденных мигрантов это создание таких её параметров (стратегия, структура), при которых адаптация I См.: О Федеральной миграционной программе на 1998-2000гг.: Постановление Правительства РФ от 10 ноября 1997г.
№1414 Z Компас беженца и вынужденного переселенца.
М.,1998.
С.
128-132.
[стр. 52]

специалисты, при определенных обстоятельствах, доведенные до отчаяния .июди могут примкнуть к люмпенству, включая криминальную ее часть1.
Таким образом, вынужденные переселенцы в социологии представляются людьми, потерявшими в силу обстоятельств свою прежнюю территориальность, что влечет за собой, как правило, временное или постоянное "поражение” многих из перечисленных ранее прав человека.
На наш взгляд, дело не ограничивается только резким ухудшением жилищных и материальных условий жизни.
Как показывают наблюдения, при вынужденной миграции серьезно нарушается социальная интеграция человека: из одной природной и социальной среды он перемещается в другую, болезненно разрывая множество естественно-антропологических связей и искусственно создавая такие связи на новом месте.
О днако, именно это обстоятельство, которое не поддается количественному измерению, но неизменно присутствует в настроении, чувствах вынужденных переселенцев, по нашему мнению, является важнейшим компонентом социальной адаптации.
Как следствие несогласованности позиций
ученых, специалистов, различных федеральных органов власти, а также неотработанности некоторых практических подходов со стороны Правительства РФ, следует рассматривать то обстоятельство, что понятие адаптации не было включено в направления практической работы по оказанию помощи вынужденным переселенцам2.
В этом случае действия территориальных органов Ф М С
России 01раничиваются только тем, что вынужденным переселенцам оказывается “содействие в размещении и обустройстве в 52 1См.: М ихайлов 1>.
Люмпенизация населения как предпосылка социальной напряженности, конфликтности в обществе и как угроза безопасности России (общий взгляд на проблему)// Политика.
1996.
№4.
С.
20-21.
2См.: Федеральная миграционная программа.
С.27.


[стр.,53]

местах нового постоянного жительства", а о координации в разработке и осуществлении адаптационных программ речи до сих пор не ведется.
Не включены соответствующие коррективы в это положение и в новой редакции Федеральной миграционной программы на 1998-2000 гг.
Обращает на себя внимание затягивание сроков решения практических задач социальной адаптации вынужденных мигрантов в основополагающих правительственных документах, что также не способствует улучшению положения переселенцев,
наработке опыта работы в этом направлении.
Так, в Федеральной миграционной программе, например, разработка программы и системы психологической реабилитации и адаптации этой категории мигрантов, покинувших постоянное место жительства в условиях чрезвычайной ситуации, а также предложений по формированию механизма адаптации лиц, получивших статус беженца или политическое убежище» были намечены лишь на 1997 год1, т.е.
они могут появиться реально лишь в 1998 году.
Следует подчеркнуть, что ни в этом, ни в другом официальном документе, к сожалению не ведется речи даж е о разработке и экспериментальном апробировании механизма социальной адаптации вынужденных переселенцев из ближнего зарубежья, хотя такая проблему существует давно и она.
несомненно, остантся весьма актуальной.
\ I Представляется, на наш взгляд, необоснованным утверждений отдельных исследователей, полагающих.
что первые попытки нормативного регулирования процессов адаптации вынужденных мигрантов были предприняпгы еще до распада С С С Р2.
Как показало наше исследование, не только тогда, по даж е и сейчас в стране отсутствует наработанная законодательная база, более того, остаются неопределенными даже концептуальные подходы к решению 1См.: Федеральная миграционная программа.
С .44, 46.
См.: Вынужденные мигранты: интеграция и возвращение.
М., 1997.
С.50.
53

[Back]