56 изменением геополитической ситуации на постсоветском пространстве, и о вынужденном характере значительной части оттока нетитульного населения из этих государств. Трудно назвать добровольной миграцию, причинами которой являются этническая дискриминация, в том числе на рынках труда, проявление бытового национализма, опасения межэтнических конфликтов, жёсткая принудительность условий выбора гражданства, конфронтационные отношения с политическим режимом. Эти причины связаны с изменениями в положении нетитульного населения в странах ближнего зарубежья, с превращением составляющих его этнических групп, во-первых, в незащищённые национальные меньшинства (этнические причины), овторых, в диаспоры (мотивы изоляции, разрыва связей) изменением их места и роли в политической жизни. * третьих, с Данные анкетного опроса дополняет информация многочисленных интервьюирований с вынужденными переселенцами (68 респондентов). Судя по словам самих опрошенных, это были люди (будь то квалифицированные рабочие или молодые специалисты) молодые, активные, предприимчивые, смелые и выносливые, способные к быстрой обучаемости и адаптации. Эти люди ехали в среднеазиатские республики и Казахстан самостоятельно или по различного рода путёвкам и направлениям, чтобы «жить и работать, быть полезным Родине, себя реализовать». Люди не просто приживались на новом месте, они, можно сказать, «врастали корнями в эту землю»: строили дома и семьи, растили детей и делали карьеру, усваивали многие материальные и уховные элементы «чужой» культуры. Не для Вас республика, где Вы проживали?» 69% опрошенных переселенцев ответили: «...моей настоящей родиной». Самое печальное и унизительное, с чем столкнулись в этот период нетитульное население, проживающее в республиках Средней Азии и Казахстане (здесь мы исключаем случаи вооружённого насилия, имевшие место в некоторых из этих республик), и о чём наиболее эмоционально говорили респонденты это «закрытость» и холодность в общении со |
чия, компактное или дисперсное проживание и др. Ниже приведем основные данные, полученные в ходе исследования. Анализ мотивов миграции русских на родину своих предков. В нашем исследовании приняли участие 200 русских мигрантов в трудоспособном возрасте, прибывшие на постоянное место жительства в Москву и Московскую область. Выборочная совокупность по основным параметрам соответствовала генеральной совокупности: женщины 55% и мужчины 45%. Около 87% наших респондентов составили выходцы из среднеазиатского региона и Казахстана. По регионам выхода исследуемые мигранты распределились следующим образом: Казахстан 26,7%; Таджикистан 20%; Узбекистан 20%; Туркменистан -13,3%; Киргизия 6,67%, другие страны СНГ и Балтии 13,3%. В качестве контрольной группы были отобраны также 200 человек русской национальности в трудоспособном возрасте, москвичей. Контрольная группа была выравнена экспериментальной по социально-с демографическим показателям: полу, образованию, социально-профессиональному статусу, населенному пункту. Среди наших респондентов, вынужденных мигрантов, преобладали представители первого и второго поколении русских в среднеазиатском регионе. Часть из них представлена потомками сосланных, раскулаченных или добровольно бежавших в Среднюю Азию от голода, разразившегося в Поволжье в 30-е годы, крестьян или эвакуированных в годы Великой Отечественной войны российских граждан. Однако большая часть респондентов представлена лицами или их потомками, поселившимися в среднеазиатских республиках и Казахстане в послевоенные десятилетия во времена наиболее интенсивного социально-экономического строительства там промышленных гигантов, развития добычи нефти и газа, освоения целинных и залежных земель и т.п. Судя по словам самих опрошенных, это были люди (будь-то квалифицированные рабочие или молодые специалисты) молодые, активные, предприимчивые, смелые и выносливые, способные к быстрой обучаемости и адаптации. Эти люди ехали в среднеазиатские республики и Казахстан самостоятельно или по различного рода путевкам и направлениям, чтобы 137 «жить и работать, быть полезным Родине, себя реализовать». В то время, как представлялось многим, в этих республиках было больше условий и возможностей для этого. Люди не просто приживались на новом месте, они, можно сказать, «врастали корнями в эту землю»: строили дома и семьи, растили детей и делали карьеру, усваивали многие материальные и духовные элементы «чужой» культуры. Недаром на вопрос интервью: «Чем является для Вас страна, где Вы жили до переезда в Россию?», более половины опрошенных нами переселенцев ответили: «Моей настоящей родиной». Отвечали так даже те, кто родился в России и уехал из нее вместе с родителями в детском или подростковом возрасте. Так, среди таких респондентов запомнилась женщина, родившаяся и выросшая в Московской области, затем в 17летнем возрасте уехавшая в Туркмению и прожившая там почти 30 лет. Судьба заставила ее вернуться на родину своих предков, но мысли и сердце ее тесно связаны с родным Туркменистаном. В конце 80-х начале 90-х гг. под влиянием изменившейся этнополитической ситуации русских за пределами Российской Федерации все чаще и чаще стали называть «завоевателями», «оккупантами», «некоренной нацией». Самое печальное и унизительное, с чем столкнулись в этот период русские, проживающие в республиках Средней Азии и Казахстане (здесь мы исключаем случаи вооруженного насилия, имевшие место в некоторых из этих республик), и о чем наиболее эмоционально говорили наши респонденты, это «закрытость» и холодность в общении со стороны ближайшего социального инонационального окружения, это усиливающаяся подозрительность, отчужденность и отстраненность со стороны коллег по работе и друзей коренных национальностей. Все попытки русских в неформальном общении выяснить причины таких изменений в отношениях, как правило, натыкались на холодно-корректное молчание в ответ. Даже тогда, когда нашими респондентами было принято решение об отъезде, собирались пожитки в контейнера и продавались за бесценок квартиры, друзья и соседи титульных национальностей «по-восточному» помогали в сборах, желали счастливого пути и скорейшего обустройства на новом месте, в России, но ниотъезжающих о те, ведь столько лет проработали вместе, прожили бок о бок». «Не гнали, не 138 |