Проверяемый текст
Гриценко В.В.xy Социально-психологическая адаптация переселенцев в России. М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2002. 252 с.
[стр. 74]

* 74 адаптации.
В деревнях положительная детерминация в значительно большей степени определяется непосредственным и продолжительным общением с переселенцами.
Поэтому маркирующая составляющая образа в целом не содержит уничижительного оттенка и только количественная составляющая обладает потенциалом тревожности.
На первый взгляд всё это означает, что в деревне адаптация должна протекать быстрее и успешнее, чем в городе.
Однако такой вывод, по меньшей мере, спорен.
Так, проблема адаптации городских мигрантов деревне переводится в плоскость адаптации и взаимодействия людей, вышедших из различных социумов и имеющих различное социальное положение.
Как справедливо отмечает французский социолог П.
Бурдье, «ничто так не далеко друг от друга и так не невыносимо, как социально далекие друг другу люди, которые оказались рядом в
1физическом пространстве» .
Мигранты, поселившиеся в деревне, в большей степени ощущают потребность в понимании и поддержке от людей своего социального круга таких же переселенцев, как они сами.
Отсюда выявленная у мигранто неадекватность восприятия
местных жителей.
Всего 37% вынужденных мигрантов, живущих в Белгороде, и 19% тех, кто обосновался в сельской * местности, не отметили никаких отрицательных качеств у местных жителей.
Особенно впечатляет расхождение с оценкой мигрантов жителями деревни.
Среди всех названных отрицательных качеств на первом месте в ответах респондентов мигрантов, устроившихся в городе, стоит пьянство (22%), затем следует инертность (7%), медлительность (7%) и сплетничество (5%).
Мигрантам, поселившимся в деревне, пьянство «местных» бросается в глаза с ещё большей силой (46%), а вот на втором и третьем местах по частоте встречаемости в их ответах оказываются недостаток культуры, завистливость (по 10%), замкнутость и леность (по 9%).
Об этом подробно речь пойдёт при характеристике социокультурных индикаторов.
’ Бурдье П.
Социология политики М., 1993.
С.
30.
[стр. 138]

138 людей, вышедших из различных социумов, с занимаемым внутри них различным социальным положением, разными социальными ролями.
Причем, данные наших и других исследований показывают, что исторически сформировавшиеся различия в социальной структуре русского этноса в России и его локальных групп за ее пределами играют негативную роль в процессе взаимодействия переселенцев и коренных жителей сельских районов РФ (Космарская, 1999а; Филиппова, 1997в).
Как справедливо отмечает французский социолог П.
Бурдье, "ничто так не далеко друг от друга и так не невыносимо, как социально далекие друг другу люди, которые оказались рядом в
физическом пространстве" (Бурдье, 1993, с.30).
А поэтому, чтобы избавиться от социальных и психологических травм, неизбежных при перемещении в новую социальную среду, мигранты, поселившиеся в деревне, в большей степени ощущают потребность в понимании и поддержке от людей своего социального круга — таких же переселенцев, как они сами.
Отсюда выявленная у мигрантов неадекватность восприятия
коренных жителей (р0,05).
Негативный образ другого, как известно, — это защитная реакция, направленная на сохранение прежней этнокультурной идентичности и свидетельствующая о субъективных трудностях адаптации в инокультурной среде (Лебедева, 1993).
Данные трудности связаны с нелегким выбором такого варианта адаптации, который не приводил бы к полной утрате своих культурных особенностей, который обеспечивал бы сохранение группы как целого.
Однако, если сохранение и культивирование этнои социокультурных отличий может играть позитивную роль на первых порах проживания в новом окружении, то в дальнейшем оно может стать тормозом на пути вхождения в новый социум.
Наличие стремления к внутригрупповой консолидации при отсутствии стремления к консолидации с новым окружением свидетельствует об отчужденном и, в определенной степени, изолированном друг от друга существовании переселенческой и принимающей общин.
Такое положение не нормально и длительно существовать не может.
Оно чревато возникновением острых социальных коллизий, что в свою очередь не позволяет

[Back]