Проверяемый текст
Гриценко В.В.xy Социально-психологическая адаптация переселенцев в России. М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2002. 252 с.
[стр. 85]

а 85 Аналогичные результаты были получены В.В.
Степановым и А.А.
Сусоколовым при обследовании в 1990 году плановых переселенцев из Узбекистана:
«...русские, приехавшие из Узбекистана, по нашим наблюдениям, более гостеприимны, более дипломатичны, гораздо легче вступают в первый поверхностный контакт»1.
На вопрос, отличаются ли русские, живущие в Узбекистане, от русского сельского населения
Центрального Черноземья, 54% опрошенных плановых переселенце в * Белгородской области ответили, что есть очень существенные различия, 25% что различия малосущественны.
У %
тех, кто видел такие различия, оценка особенностей поведения местного населения была негативной по сравнению с особенностями культуры и поведения русского среднеазиатского населения.
Исследование вынужденных мигрантов, проведённое в 1993 1994 годах в других областях России: Тверской, Липецкой, Орловской, Псковской, -2Калужской, Воронежской, Владимирской также свидетельствует о субъективном ощущении у переселенцев заметных различий в поведении между русскими в России и за её пределами, причём различия эти не в пользу местного населения: «...это народ очень пьющий, разобщённый, ленивый, недружелюбный, грубый, шумный, скандальный, необязательный, безответственный, забитый, лишённый интереса к жизни», «...в России менее крепкие семейные устои, менее тёплые отношения в семье...»3.
Себя переселенцы воспринимают более положительно, нежели своих новых соседей: «...русские в республиках более культурные, работящие; их характеризует
сплочённость, соборность, ориентация на взаимопомощь; в их жизни большую роль играют национальные русские традиции и обряды, в то же время многие положительные качества они переняли от иноэтничного а 1 См.: Степанов В.В., Сусоколов А.А.
Русские ближнего зарубежья.
Проблемы адаптации в российской деревне // Российский этнограф.
Вып.
9.
М., 1993.
С.30-31.
2 См.: Филиппова Е.И.
Роль культурных различий в процессе адаптации русских переселенцев
в России // Идентичность и конфликт в постсоветских государствах.
/
Под ред.
М.Б.
Олкотт, В.А.
Тишкова и А.В.
Малашенко.
М., 1997.
3 Филиппова Е.И.
Роль культурных различий в процессе адаптации русских переселенцев
в России // Идентичность и конфликт в постсоветских государствах.
/
Под ред.
М.Б.
Олкотт, В.А.
Тишкова и А.В.Малашенко.
М., 1997.-С.
140-143.
[стр. 91]

91 В определенном смысле с этим можно согласиться, так как известно, что этнические группы, оторванные от основного ядра своего этноса, лучше "консервируют" традиции, обряды, нормы поведения.
От других народов русские заимствовали некоторые элементы материальной культуры (прежде всего, — пищи).
Как нам удалось установить, выходцы из Средней Азии пытаются и в новых условиях сохранить воспринятую ими систему питания, широко используют национальную посуду — пиалы, казаны для плова, керамические предметы.
Во многих переселенческих семьях продолжают готовить плов, манты, лагман, лепешки, острые корейские закуски; приехавшие из Казахстана — бешбармак, переселенцы из Киргизии — блюда дунганской кухни.
Аналогичные результаты были получены В.В.Степановым и А.А.Сусоколовым при обследовании в 1990 году плановых переселенцев из Узбекистана
в Ивановской области: "...русские, приехавшие из Узбекистана в Ивановскую область, по нашим наблюдениям, более гостеприимны, более дипломатичны, гораздо легче вступают в первый поверхностный контакт.
...На вопрос, отличаются ли русские, живущие в Узбекистане, от русского сельского населения
Нечерноземья, 54% опрошенных плановых переселенцев в Ивановской области ответили, что есть очень существенные различия; 25% — что различия малосущественны.
У
3/4 тех, кто видел такие различия, оценка особенностей поведения местного населения была негативной по сравнению с особенностями культуры и поведения русского среднеазиатского населения"(Степанов, Сусоколов, 1993, с.30—31).
Исследование вынужденных мигрантов, проведенное Е.И.Филипповой в 1993—1996 гг.
в других областях России: Тверской, Липецкой,
Белгородской, Орловской, Псковской, Калужской, Воронежской и Владимирской – также свидетельствует об ощущении у переселенцев заметных различий в поведении между русскими в России и за ее пределами, причем различия эти не в пользу местного населения: "...это народ очень пьющий, разобщенный, ленивый, недружелюбный, грубый, шумный, скандальный, необязательный, безответственный,

[стр.,92]

92 забитый, лишенный интереса к жизни" (Филиппова, 1997в, с.140).
Переселенцы отмечают также, что "...в России менее крепкие семейные устои, менее теплые отношения в семье.
Более распространена неразборчивость в интимных отношениях..." (там же, с.143).
По данным этого же исследователя, себя переселенцы воспринимают более положительно, нежели своих новых соседей: "...русские в республиках более культурные, работящие; их характеризует сплоченность, соборность, ориентация на взаимопомощь; в их жизни большую роль играют национальные русские традиции и обряды; в то же время многие положительные качества они переняли от окружающего иноэтничного окружения (выходцы из среднеазиатских и закавказских республик чаще всего упоминают гостеприимство и уважение к старшим, переселенцы из Прибалтики — обязательность, дисциплинированность, сдержанность, стремление и умение заработать)" (там же, с.140).
Усвоенные переселенцами в процессе общения с представителями титульных народов нормы и правила поведения, будучи общепринятыми и адекватными в "прежней жизни", зачастую вызывают негативное отношение и непонимание у населения принимающих территорий России.
Приведем в этой связи некоторые записи интервью, взятые у переселенцев.
"Вскоре после приезда я напекла лепешек.
И, как принято у нас в Средней Азии, понесла их соседям и говорю им: "Угощайтесь".
А соседка обиделась и говорит мне в ответ: "Не надо нам этого.
Мы что, голодные?" После этого я боюсь угощать и что-либо предлагать" (Переселенка из Узбекистана, с.
Букатовка Саратовской области).
"У одной нашей сотрудницы случилось горе — погиб сын.
Я предложила коллегам по работе: "Давайте сходим к Наташе".
А сослуживцы смотрят на меня недоуменно: "Зачем, разве она нас приглашала?".
Я спрашиваю: "Может хоть деньги соберем?".
А мне опять в ответ: "Зачем? Все что полагается, профсоюз выделит".
Мне как-то не по себе стало от такого равнодушия.
Там (в Казахстане), если случалась беда у кого-нибудь, не ждали, пока пригласят, сами шли, помощь предлагали, деньги собирали (кто сколько сможет, давал), утешали; и каждый знал, если случится у

[стр.,249]

249 232.Теоретические и методологические проблемы социальной психологии / Под ред.
Г.М.Андреевой, Н.Н.Богомоловой.
М., 1977.
233.Теоретические проблемы психологии личности / Отв.ред Е.В.Шорохова.
М., 1974.
234.Тишков В.
А.
Россия: от межэтнических конфликтов к взаимопониманию // Этнополис.
1995.
№ 2.
С.36—51.
235.Топилин А.В.
Межреспубликанская миграция и этнические процессы // Современная миграция населения России / Под ред.
Л.Л.Рыбаковского.
М.: Ин-т соц.-полит.исслед.
РАН, 1993.
С.21—31.
236.Тощенко Ж.Т.
Постсоветское пространство: Суверинизация и интеграция: Этносоциологические очерки.
М., 1977.
237.Тришкина С.А.
Проблема самореализации личности на современном этапе развития общества // Психология на рубеже веков: наука, практика, преподавание.
Тула, 2000.
С.331—334.
238.Федоров Н.
Проблема этносоциальной интеграции иммигрантов из бывшего СССР в германское общество.
М., 1998.
239.Филиппова Е.И.
Вернуться в дом Россия ищет троп… // Среда и культура в условиях общественных трансформаций / Под ред.
Г.Бордюгова, П.Гобла, В.Тишкова.
М., 1995а.
С.135—147.
240.Филиппова Е.И.
Миграция русского населения из государств Нового Зарубежья в Псковскую область и особенности переселенцев: Автореф.
дис...
канд.
историч.
наук.
М., 1995б.
241.Филиппова Е.И.
Вынужденные мигранты в Псковской области: проблемы адаптации // Русские в новом зарубежье: миграционная ситуация, переселение и адаптация в России / Отв.
ред.
С.С.Савоскул.
М., 1997а.
С.312—345.
242.Филиппова Е.И.
Опыт создания компактных поселений мигрантов в России // Вынужденные мигранты: интеграция и возвращение / Отв.ред.В.А.Тишков.
М., 1997б.
С.75—88.
243.Филиппова Е.И.
Роль культурных различий в процессе адаптации русских переселенцев // Идентичность и конфликт в постсоветских государствах.

М., 1997в.
С.134—150.
244.Франкл В.
Человек в поисках смысла.
М., 1990.
245.Ценности и символы национального самосознания в условиях изменяющегося общества / Отв.
ред.
Дробижева Л.М.
М., 1994.
246.Фрейнкман-Хрусталева Н.С., Новиков А.И.
Эмиграция и эмигранты: История и психология.
СПб., 1995.
247.Фромм Э.
Иметь или Быть? Киев, 1998.
248.Ханин Ю.Л.
Исследование тревоги в спорте // Вопр.
психологии.
1978.
№6.
С.
94—106.
249.Хараш А.У.
"Другой"и его функции в развитии "Я" // Общение и

[Back]